Даже если Вы привыкли всегда работать в MIDI, это не означает, что в дальнейшем Вам не придется столкнуться с записью вокала с помощью традиционных вокальных «инструментов» и микрофона.
Наши органы слухового восприятия наиболее привычны к человеческому голосу, поэтому вокал всегда будет являться центром любой песни. Все изъяны в вокальной линии сразу же становятся заметными.
Если Ваш вокалист — профессионал своего дела и во время пения попадает в ноты, то для Вас не составит большого труда получить отличное звучание без использования суперсовременного оборудования. А помогут Вам в этом некоторые маленькие идеи и хитрости, предложенные Полом Уайтом.
1. Обеспечьте Вашему певцу удобную рабочую обстановку, в которой его никто не будет отвлекать, даже если это члены Вашей группы и помощники. Температура в помещении должна быть комфортабельной и не слишком высокой. Помните, что от телесного и душевного комфорта Вашего исполнителя в значительной мере зависит результат Вашей работы.
2. Не забудьте сделать правильную настройку микса в наушниках вокалиста и позаботьтесь о небольшой реверберации, которая добавит больше уверенности в его исполнение. Просто замечательно, если Ваша система делает возможным самостоятельное регулирование певцом его мониторного уровня. Ведь хорошая вокальная работа в значительной мере зависит от качественного мониторного микса.
3. Для устранения «плевков» на буквах «Б» и «П» рекомендуется использовать поп-фильтр между вокалистом и микрофоном. И фабричный, и самодельный вариант этого устройства отлично выполняют свои функции, не отражаясь на звуке, тогда как поролоновые ветрозащитные насадки практически ничем не помогут Вам в процессе борьбы с «плевками».
4. Необязательно тратить огромные деньги на приобретение супернавороченного микрофона, но его качество должно быть на высоком уровне. Вам не подойдут слишком дешевые варианты и модели, специально разработанные для домашнего применения, например, караоке.
В профессиональных студиях отдают предпочтение конденсаторным микрофонам, но в условиях домашней студии будет достаточно качественного электретного или хорошего вокального динамического микрофона, грамотное применение которых может привести к отличному результату.
5. При выборе микрофона руководствуйтесь особенностями каждого конкретного вокалиста. Для певцов с тонкими и слишком яркими голосами хорошо подойдет динамический микрофон, например, тот же Shure SM58.
Исполнение же вокалистов, с открытым звуком, будет лучше звучать с электретным или конденсаторным микрофоном. Если у Вас есть выбор, то можно сделать тестовую запись и таким путем определить наиболее подходящий тому или иному певцу тип микрофона.
6. При записи большую роль играет правильная диаграмма направленности микрофона. В домашних студиях предпочитают использовать кардиоидный или однонаправленный микрофон из-за его слабой чувствительности к звукам, идущим с боков и тыла. Но с помощью всенаправленного микрофона аналогичного качества можно достичь более естественного открытого звучания.
Особенно это важно при работе с вокалистом, имеющим проблемы «носовых» или «коробочных» призвуков в голосе. Если же Вы поместите такой микрофон ближе, то в результате получите соотношение прямого звука к звуку комнаты аналогичное тому, что получается при использовании кардиоидного микрофона.
7. Большое значение имеет правильное размещение микрофона. Слишком маленькое расстояние между певцом и микрофоном увеличивает риск возникновения «плевков» и приводит к заметным изменениям уровня при самых незначительных перемещениях вокалиста.
Кардиоидные микрофоны в этом случае выдают еще и усиление низких частот. Если же исполнитель будет слишком далеко от микрофона, то звук будет казаться отдаленным из-за отражений от комнаты. В идеале, микрофон следует размещать на расстоянии 15-20 от певца.
8. Сведите к минимуму влияние комнаты на звучание. Микрофон поглощает и прямое звучание певца, и отражения звука от стен, потолка и пола помещения. Минимизируйте это явление с помощью импровизированных экранов. Это могут быть даже просто спальные мешки или пуховые одеяла, разместить которые нужно сзади и по бокам исполнителя. Также постарайтесь держаться подальше от стен помещения.
9. Существует специальная техника работы с микрофоном, с помощью которой можно управлять уровнем. При исполнении громких нот следует немного отступить от микрофона. Таким образом, уменьшается риск перегрузки, возникающей на входе записывающего устройства или предусилителя микрофона.
Кроме того, в дальнейшем не будет необходимости в использовании на этих треках глубокой компрессии. На тихих нотах певцу следует наоборот приближаться к микрофону. Если вокалист еще недостаточно опытный и существует риск, что он уж очень сильно приблизится к микрофону, то в этом случае рекомендуется использовать поп-фильтр. Расположить его нужно на расстоянии примерно 8-10 см от микрофона.
10. Устанавливать микрофон следует на специальной стойке. Крайне нежелательно, чтобы певец держался за него во время своей работы. Разрешать это можно в исключительных случаях, когда под угрозой результат Вашего совместного творчества. Если все-таки без этого не обойтись, проследите, чтобы вокалист не закрывал тыл «корзины», иначе могут пострадать направленность и тональные свойства микрофона.
11. Ваша задача – заставить певца как можно лучше справиться со своей вокальной работой. Если нужно переделать некоторые фрагменты, пусть вокалист споет всю песню несколько раз, а вы выберете потом оптимальные варианты нужных Вам фраз.
12. Даже самым опытным исполнителям не всегда удается соответствовать контролируемой динамике микса. Поэтому в процессе записи целесообразно использовать легкую компрессию. В этом случае лучше недостараться, чем перестараться с вокалом.
Подберите компрессор, имеющий нейтральные характеристики. Вы должны достичь подавления в границах 5 – 8 dB на самых громких пиках. При наличии у Вашего компрессора режима Auto старайтесь применять его.
13. После записи вокала Вы можете поэкспериментировать и с легкой, и с глубокой компрессией. При использовании жесткой компрессии Вам может понадобиться гейт, который не допустит увеличения шумового фона в паузах. Именно в процессе сведения с помощью характерного компрессора можно усилить вокал.
14. Забудьте о гейте до стадии сведения. Неправильные настройки могут погубить самое гениальное пение. При подключении гейта перед компрессором не делайте его чересчур жёстким, в противном случае Вы рискуете вырезать шум дыхания перед словами, без которого запись потеряет свою естественность и станет просто мёртвой.
15. Не переусердствуйте при использовании эквалайзера. Не следует, например, сильно понижать нежелательные частоты, только тогда эквалайзеры большинства бюджетных микшеров смогут работать качественно.
При повышении СЧ Вы получите «носовой» или искаженный по фазе звук, поэтому отдавайте предпочтение аккуратной, лёгкой эквализации. Самое главное – правильно подобрать микрофон и точно настроить его положение в процессе записи. Тогда Вам, скорее всего, не понадобится большое количество эквализации для корректировки.
Если в творческих целях Вам все-таки нужно использовать эквалайзер, то пусть это будет качественный внешний прибор, так как при применении дешевых бюджетных моделей в значительной мере может пострадать звук.
Не поддавайтесь желанию нарулить как можно больше высоких частот. Они могут спровоцировать усиление сибилянтов и фонового шума, что сделает конечный результат утомительным для слуха.
16. Реверберацию также следует использовать расчетливо. При записи в «глухом» помещении вокалу действительно нужно определенное количество реверберации для добавления натуральности и возникновения иллюзии пространства, но не перестарайтесь с этим.
Насыщенным композициям подойдет меньшее количество реверберации, чем более медленным работам, имеющим много свободного пространства в аранжировке. Ознакомьтесь с коммерческими треками, сделанными в Вашем стиле, и проанализируйте способы реверберации, используемые в них.
17. Если запись вокала отличается чрезмерной яркостью, то добавление реверберации может вызвать появление свистящих призвуков. Поэкспериментируйте с де-эссером. Не используйте его на самом вокальном треке, так как это может сделать результат неестественным, а поставьте его в посыл перед ревербератором. Пробуйте различные типы реверберации, чтобы свести к минимуму сибилянты и «пыханье».
18. Минимизировать сибилянты можно и с помощью перемещения микрофона или замены его модели. В некоторых случаях микрофон следует поместить немного выше или ниже рта певца. Целесообразней сразу позаботиться о получении хорошего звука, чем в дальнейшем столкнуться с артефактами.
19. При использовании эха или эффектов задержки синхронизируйте их с темпом песни. Задержка с нерегулярными интервалами может в какой-то мере скрыть ритмическое эхо.
20. Прослушайте свой микс за дверями студии, так вы сможете более правильно оценить баланс вокала и сопровождения. Вокал является самой значимой составляющей микса, поэтому так важно правильно его свести.
___________________________________