Статьи

Компьютерная звукозапись

В наши дни никого уже не удивишь студиями записи в виртуальном компьютерном мире. Чтобы получить самый лучший результат, используя их, ознакомьтесь с некоторыми советами Пола Уайта, изложенными ниже.

Компьютеры предлагают нашему вниманию такие возможности, как  MIDI, запись звука, микширование. Кроме того, Вам открывается доступ к различным виртуальным эффектам и синтезаторам, подготовке и изготовлению компакт-дисков.

Но недостаточно просто иметь компьютер, важно использовать его грамотно. Идеи Пола Уайта помогут Вам достичь максимально возможного результата от Вашей системы, независимо от того, что в ее основе — PC или Mac.

1. Не стоит рассчитывать на нормализацию для поднятия уровня входного сигнала.  Целесообразней провести оптимизацию этого уровня. Ведь если сигнал достигает только середины максимального уровня, то при этом в два раза уменьшается соотношение  сигнал/шум и напрасно расходуется половина теоретического разрешения системы.

При использовании цифровой обработки (эквалайзера или ревербератора) в сигнале низкого уровня может появиться много ошибок квантования. Кроме того, это может спровоцировать округление младших разрядов цифровых слов. Применяйте индикаторы уровня и старайтесь делать все возможное для удержания пиковых уровней только на несколько децибел ниже максимума (перегрузки).

2. Настоящее качество Вашей записи не зависит в полной мере от частоты дискретизации и разрядности, самое существенное влияние на него оказывает источник звука. С целью качественной записи вокала Вам пригодится устройство, в котором скомбинированы микрофонный предусилитель, компрессор и эквалайзер.

Возможно его использование и с другими инструментами, которым нужен микрофонный съем. Многие такие устройства предлагают возможность прямого включения (DI), что делает чрезвычайно полезным их использование с басом и гитарами (чистыми электрическими или электроакустическими).

3. Из-за неплохого соотношения цены и качества компьютеров и программного обеспечения Вы можете ошибочно предполагать, что и для остальной части студии можно применить дешевые компоненты. На сегодняшний день довольно хороший вокальный микрофон стоит около 300 долларов, поэтому не стоит продолжать использовать старый динамический микрофон, неспособный работать также хорошо, как и раньше.

4. Мониторы должны отличаться качеством. При их расположении старайтесь сделать равносторонний треугольник в сочетании с Вашей головой. Не стоит при контроле использовать большую громкость, так как ее уровень должен лишь превышать шум от компьютера.

5. Чтобы исключить риск потери данных в случае сбоя системы, приобретите отдельный жесткий диск для записи Ваших проектов. Если у Вас нет такой возможности, то с этой целью можно использовать и логический диск на существующем физическом диске. Таким путем Вы сможете также активизировать процесс работы и сделать его более стабильным. Отдайте предпочтение наиболее производительному жесткому диску.

6. Выбирая звуковую карту, ориентируйтесь на 2 или 4 входа / 4 выхода и цифровой интерфейс. Эти дополнительные разъемы Вы можете использовать для подключения внешних процессоров эффектов, с помощью которых можно будет проводить обработку виртуальных треков на компьютере.

7. Задумайтесь о приобретении специализированной DSP-платы типа UAD или TC Powercore. Ведь качественным плагинам, особенно ревербераторам, которые являются одними из самых важных студийных эффектов, нужна большая вычислительная мощность.

8. Использование примитивной звуковой карты, которая не поддерживает ASIO, может вызвать проблемы мониторинга сигнала через неё. В этом случае не обойтись без дополнительного микшерного пульта, с помощью которого можно будет без задержек осуществлять контроль над входными каналами.

В процессе работы над не сильно большими проектами можно установить компьютерный драйвер ASIO4ALL, через который можно работать, как с обычной ASIO-картой. Но целесообразней все-таки не пожалеть денег на качественный аудиоинтерфейс.

9. Корректоры высоты тона типа Antares Autotune, Waves Tunes можно использовать не только для исправления вокала, но и для соло гитары. Достаточно медленное срабатывание не затронет начала звуков, но, в то же время, вызовет автоматическое размещение продолжительных нот на точной частоте.

Помните песню Шер «Believe»? Если Вам нравиться ее вокальный звук, то чтобы добиться аналогичного звучания, установите скорость срабатывания на максимальную отметку и замените хроматическую шкалу правильной тональностью. Хотя следует отметить, что запись этой песни проводилась без помощи именно Antares Autotune.

10. Большая часть гитаристов рано или поздно оказываются в ситуации, когда монитор компьютера делает наводки на звукосниматели гитары, которые вызывают раздражающие гудящие звуки. Довольно хорошо решают эту проблему звукосниматели типа «хамбакер», тогда как звукосниматели, оснащенные одной катушкой, справляются с этой задачей менее успешно.

В этом случае можно выключить экран и для записи использовать горячие клавиши.  Кроме того, можно поискать место в помещении с наименее неприятным гудением. С целью подавления шумов между фразами также используют Noise Gate. Альтернативным  решением будет использование ЖК-монитора.

11. При нахождении микрофонов в одном помещении с компьютером возникает проблема физического шума. Рекомендуется использование конфигураций с малым шумом, например, водяное охлаждение. В идеале, самым подходящим вариантом для работы является кардиоидный микрофон, установить который следует подальше от компьютера.

Также не забудьте об акустическом экране между ними. Эту функцию может исполнить пуховое одеяло или даже спальный мешок. Поверхность перед микрофоном должна не отражать звук, а поглощать его. Держите микрофон настолько близко к себе, насколько  это возможно и не влияет на качество звука. Не забывайте также о поп-фильтре.

12. Все звукозаписывающие программы компьютера снабжены мощным звуковым редактором. В случае чрезмерного фонового шума можно вручную удалить все лишние звуки между словами. Большое количество записанных дорожек может усложнить этот процесс. Так что стоит задуматься о вариантах улучшения первоначального количества записей.

13. Звуковой редактор предоставляет возможность очищения гитарного соло. Даже в самом прекрасном исполнении не исключается присутствие между нотами неприемлемых шумов или других изъянов. Для их устранения можно использовать функцию «тишины». Но если Вы хотите добиться более естественного звучания, то не стоит заниматься удалением этих ошибок, достаточно просто уменьшить уровень на 6-20 dB.

14. При отсутствии существенной необходимости не используйте реверберацию или дилей. Отдайте предпочтение записи «сухого» звука. При грамотном применении дилэя эффект первоначально формирует звук и мелодию, что можно услышать у Pink Floyd.

Добавление реверберации в мониторы или наушники и ограждение ее от записи позволит осуществлять редактирование треков без подрезания хвостов эффектов. После этого можно будет добавить какие угодно эффекты.

15. Экономьте ресурсы компьютера, которые нужны виртуальным эффектам. При  добавлении одного и того же эффекта в несколько треков целесообразно создать виртуальную шину посыла или возврата, после чего назначить на нее этот эффект вместо размещения его в разрыве каждого нужного трека.

Применение этой шины (AUX) происходит так же, как и на физическом микшере. В большинстве случаев не рекомендуется использование с шиной эквалайзера, гейта, компрессора, энхансера или эксайтера, поскольку при нормальных обстоятельствах они должны размещаться в разрывах трека.

16. В большинстве случаев покупка внешнего процессора эффектов обойдется Вам дешевле, чем поиск нормального плагина, исполняющего те же функции. И вероятнее всего, работа аппаратного процессора будет Вам казаться лучшей.

Не взваливайте всю работу на программное обеспечение только потому, что оно может  ее сделать. Зачастую использование дискретных «коробок» принесет значительно лучший результат и, что очень важно, без перезагрузки центрального процессора. К слову сказать, только самые качественные цифровые эквалайзеры могут сравниться по качеству с самыми простыми аналоговыми.

17. Изучайте все функции ПЗ. Экспериментируйте с их применением.

18. Не ленитесь делать резервные копии проектов на оптических дисках, флешках, внешних HDD или других видах сменных носителей.

19. Удалите все ненужные программы и драйвера с Вашего компьютера, отключите неиспользуемые сервисы. Проведите очистку жесткого диска от различного хлама.  Пользуйтесь только самыми свежими драйверами для всех Ваших устройств.

20. Протестируйте Вашу систему на выносливость. Работайте не более чем с 2/3 от числа треков и плагинов, которые она может выдержать без сбоя своей работы. Следите за индикатором загрузки центрального процессора, который есть у большинства звукозаписывающих программ.

___________________________________

.