Статьи

Ускоренный курс сведения

Наверняка каждому из Вас знакома ситуация, когда все по отдельности — и вокал, и ударные, и гитары – звучат просто потрясающе, но если соединить все это вместе, получается какая-то каша.

Для не совсем опытного специалиста подобная проблема может показаться  чрезвычайно  трудной и неразрешимой. Можно смело предположить, что у каждого успешного звукоинженера и продюсера есть свой способ правильного сведения.

Пол Уайт предлагает Вашему вниманию список из 20 полезных идей, выработанных им за годы творчества. Однако не стоит считать эти правила обязательным и неизменным руководством к пользованию. Это всего лишь общие рекомендации.

1. Перед началом работы убедитесь, что все регуляторы находятся в нейтральных позициях. В первую очередь это касается эквалайзера, уровней посыла на шины AUX (их положение должно быть на нуле) и панорамы (поместите ее в середину).

Также следует убрать фейдеры на всех каналах, которые не используются. Кроме того, проконтролируйте, чтобы все незадействованные каналы микшера не были маршрутизованы и пребывали в состоянии «muted».

Таким путем уменьшается уровень фонового шума. В случае несоблюдения этих правил  существует вероятность получения лишних эффектов на треках, где их быть не должно, или проникновения нежелательных треков по причине неправильного применения маршрутизации или посылов.

Выработайте привычку маркировать каналы микшера по трек-листу для Вашей записи. Ещё с «древних времен» для этой цели используют липкую ленту и фломастер. Очищение пульта в дальнейшем не составит никакого труда.

2. Рекомендуется сделать оптимальной чувствительность и  на треках, и на всех посылах или возвратах, и на внешних процессорах эффектов. Убедитесь в получении Вашим основным рекордером на входе уровня сигнала настолько безпикового, насколько это возможно.

Используя эти простые методы, Вы сможете добавить в свой микс еще больше ясности. Если Вы планируете в дальнейшем применить для своей записи цифровую обработку, то желательно до или после каких-либо фрагментов оставить небольшое количество шума. Он может Вам пригодиться для настройки цифрового шумоподавителя, для успешной работы которого нужно наличие простого, так сказать, шумового отпечатка.

3. Чтобы иметь возможность управления всеми объединенными  элементами с помощью одного фейдера или их стереопары, целесообразно сгруппировать некоторые однотипные элементы в миксе. Речь идет о барабанах, бэк-вокале и т.п. Управление миксом в этом случае будет происходить с меньшим количеством фейдеров и пальцев.

Однако стоит учесть тот факт, что при группировке каналов в подгруппу следует не забывать маршрутизировать на эту подгруппу и эффекты, предопределенные на эти каналы. В противоположном случае в процессе регулирования фейдером подгруппы не будет происходить изменение уровня эффектов.

4. Используйте восковый маркер для обозначения позиций для установки фейдеров. При необходимости отмечайте положение счетчика ленты в местах изменения уровня. То же самое касается и счетчика тайм-кода. В этом случае Вы сможете обратиться за помощью к друзьям, если сведение станет уж очень трудной задачей.

При автоматизации микшера рекомендуется прослушивать работу целиком, не отвлекаясь на уровни. Это позволит Вам сфокусировать внимание на инструментальном балансе.

5. Не стоит полностью доверять своему слуху. Перед началом работы устройте себе небольшой отдых, прослушайте на своих мониторах успешные коммерческие записи. Таким образом, Вы сможете понять, что именно Вам нужно. Этот пункт особенно важен при использовании эксайтеров, которые генерируют и усиливают гармоники. Поскольку привыкание к эффектам такого рода наступает чрезвычайно быстро.

6. Знайте меру в работе с эффектами, особенно это касается ревербератора. Эффекты могут перегрузить Вашу запись и уничтожить контраст, который способен «зажечь» Ваш микс. «Сухие» звуки практически всегда находятся на переднем плане, тогда как звуки с глубокой реверберацией обычно перемещаются на задний план.

Если Вам нужна глубокая реверберация на лидер-вокале, то стоит поэкспериментировать и добавить к эффекту пред-задержку (pre-delay). Кроме того, нужно настроить уровни вокала и реверберации таким образом, чтобы вокал не потерялся среди поддерживающих его элементов.

7. Мощную энергию звука бочки и бас-гитары следует одинаково разделить между каналами, а не панорамировать по краям. Обычно, очень низкие звуки отличаются малой дозой направленности, хотя басовые звуки с большим количеством гармоник содержат немного более этой самой направленности.

8. Послушайте весь микс и только потом возьмитесь за эквалайзеры и эффекты. При воздействии на определенный инструмент, в отдельности от других треков, Вы можете оказаться в ситуации, когда, добавляя остальные инструменты, получите выпадение первого из общей звуковой картины. Совершенно очевидно, что грубая эквализация может привести к неестественности результата.

9. Избегайте излишнего количества инструментов, которые конфликтуют в одной части спектра частот. Отдайте предпочтение выбору лучших звуков в самом источнике, поскольку диапазон средних частот является наиболее чувствительным. Использование эквалайзера с целью сужения спектра, в котором Вы работаете, может позволить Вам усовершенствовать разделение инструментов при сведении.

Существует специальная технология под названием «спектральное сведение», при которой каждый звук или инструмент имеет собственное место в диапазоне. Вы, например, можете осуществлять плавный спад к низам и время от времени обрезать чрезмерный верх.

Акустическая гитара в роке, например, обладает способностью «мутить» низкие средние частоты микса. Небольшое подрезание низа позволит получить достаточное разделение и сделать Ваш микс более чистым. Для обрезания излишних высоко- и низкочастотных концов звуков без угрозы для других областей обычно используют фильтры, расположенные в цепях сайд-чейна шумоподавляющих устройств.

10. Не увлекайтесь чрезмерной эквализацией. Особенно это касается повышения частот. В противном случае Вы рискуете получить неестественный звук. Обычно качественный  внешний эквалайзер отличается более качественной работой, нежели канальный эквалайзер пульта и программный эквалайзер.

Если вместо легкого воздушного спада или подъема Вы будете применять жесткую «зачистку», то результатом, скорее всего, будет резкий звук с перекошенной фазой.

11. Поскольку понижение частот влияет на органы слуха в меньшей степени, чем их повышение, то целесообразно в работе стараться использовать именно понижение, особенно если у Вас недорогой эквалайзер в микшере или программный эквалайзер (плагин).

12. Очень важно сделать вокал идеально сидящим в миксе, для чего их нужно скомпрессировать, поскольку далеко не все вокалисты способны контролировать динамику исполнения.

Компрессоры с soft-knee (мягким коленом) отличаются меньшей навязчивостью, но оптические компрессоры или компрессоры с hard-knee (жестким коленом) при установке более высокого соотношения (ratio) сделают звук более теплым и мягким.

Следует помнить, что фоновый шум даже тихих мест поднимается компрессором на каждый 1dB подавления сигнала, являющегося основным. Жесткая компрессия может также спровоцировать усиление вокальных сибилянтов.

13. Выработайте привычку проверять баланс микса, слушая за дверью студии. Используя этот метод, Вы сможете увидеть нестабильность уровней более ясно по сравнению прослушиванием непосредственно у мониторов.

14. Осуществляйте контроль при нормальной громкости. Слишком громкое воспроизведение иногда делает процесс прослушивания музыки более захватывающим, но нет гарантии, что Ваш потенциальный слушатель будет слушать Ваш микс на таком же высоком уровне громкости.

Чрезмерный уровень громкости может вызвать повреждение слуха. Иногда, конечно, следует проверить работу и на высоком уровне громкости, но увлекаться этим не стоит. Однако это правило не касается сведения танцевальной музыки для клубов.

15. Используйте наушники. С их помощью можно услышать небольшие искажения, которые не поддаются слуховому восприятию при воспроизведении через мониторы. Но всецело доверять наушникам при сведении также не стоит. Вы можете получить стереокартину, несоответствующую действительности. К тому же все знают о непредсказуемости наушников при воспроизведении низких частот.

16. Помните, что ритм–секция являет собой постоянный фон, напротив которого идет перемещение остальных звуков, поэтому не стоит чрезмерно изменять уровни баса и барабанов в разных частях микса. Забудьте о фейдерах, если первоначальная динамика ритм-секции не вызывает нареканий.

17. Существует специальная методика, называемая «ducking», которая основывается на «пригибании» в заполненном миксе среднечастотных инструментов под контролем вокала. Этот процесс характеризуется приглушением в присутствии вокала противоположных им звуков на 2-3dB.

При использовании этого метода действуйте быстро, а время восстановления определяйте слухом. Небольшое время восстановления может стать причиной пампинга, хотя в рок-миксе это может иметь свои плюсы (дополнительные энергия, драйв и кач).

18. Если Ваша запись основывается на MIDI-треках, то при ее сведении не рекомендуется смотреть на экран программы, поскольку при этом происходит столкновение визуального фактора с полагающимися только на звук, необъективными суждениями. Двигающийся курсор может дать Вам неверное представление о работе аранжировки. Не зря многие композиторы до сих пор отдают предпочтение старым добрым аппаратным секвенсорам.

19. Чтобы компенсировать безжизненность микрофонного звука, при нежелании добавлять ощутимую реверберацию можно попробовать поэкспериментировать с настройками окружающего пространства и ранних отражений. Это вызовет иллюзию пространства. Короткая реверберация облегчает перемещение нужного звука в микс.

20. И, наконец, перед финальным прослушиванием Вашего итогового микса возьмите один день отдыха. Кто знает, может за это время Ваше восприятие проделанной работы внезапно изменится.

При проверке записи используйте различные аудиосистемы. Только так Вы узнаете, насколько качественно будет звучать Ваш микс при прослушивании будущими слушателями. Не удаляйте информацию о миксе и трек-лист с параметрами настройки эффектов на случай, если Вы пожелаете в дальнейшем что-то изменить в итоговом миксе.

Сведение

___________________________________

.