Здравствуйте, Андрей! Я уже давно занимаюсь музыкой и тут надумал приобрести внешнее «железо», так как никогда его не имел, а теперь, можно сказать «дорос» =) Положил глаз на процессор эффектов, типа Lexicon MX400, эксайтер Aphex и самое главное, хочу разориться на ламповый компрессор типа Summit Audio.
Вопрос заключается в следующем: стоит ли и есть ли смысл все это брать или в «железе» такого уровня нет особых преимуществ перед VST-плагинами? И вообще, целесообразно ли использовать, скажем, «железный» процессор эффектов, при записи и сведении музыки?
С уважением.
Денис.
Здравствуйте, Денис.
Безусловно, ваша идея приобрести «железные» приборы очень разумна. Высококачественные профессиональные физические приборы обработки звука — это лучше их компьютерных эмуляций. Конечно, приобретайте упомянутые вами процессоры, изучайте их и применяйте при записи и сведении ваших фонограмм.
Как, по-вашему, насколько оправдано использование сабвуфера в целях контроля звука музыкального материала? Лучше использование связки 6” мониторов с сабом либо приобретение 8” мониторов? Насколько применение саба оправдано при написании музыки для дальнейшего использования на клубных площадках, дает ли это какие-то понятия о том, как будет звучать материал на мощных системах?
Я не сторонник использования сабвуферов в принципе. Я предпочитаю использовать мониторы, которые достаточно хорошо воспроизводят низкие частоты и не требуют дополнительного продления диапазона вниз. Я рекомендую вам приобрести лучше пару качественных и достаточно больших мониторов ближнего поля с хорошим воспроизведением низких частот, нежели небольшие мониторы и к ним сабвуфер.
Андрей, здравствуйте! Увлекся сведением музыки и очень интересует тема студийных мониторов. Имею у себя в арсенале пассивные колонки Dynaudio Excite X12 и усилитель NAD C326BEE, учусь сводить пока на этой связке.
И вот интересно, насколько она годится для сведения? Будет ли лучше прикупить бюджетные мониторы (бюджет 12-15 тыс. руб.) или при данной связке это не целесообразно? Dynaudio вроде славится своим нейтральным неокрашенным звуком и хорошей детализацией.
Заранее спасибо за ответ!
Здравствуйте.
Я уже неоднократно писал в своих статьях, что мониторы невозможно заменить никакой, даже самой качественной, бытовой акустикой. Поэтому, конечно, будет правильным приобрести для работы именно мониторы, а уже имеющуюся у вас акустическую систему и усилитель вы вполне сможете использовать как дополнительную систему контроля.
Только вот бюджет в 12-15 тысяч рублей слишком мал для приобретения по-настоящему хороших студийных мониторов.
Недавно наткнулся на урок, в котором говорится о настройке тональности электронной бас-бочки в тональность баса, то есть, чтобы основная частота бочки была такая же, как и у тоники баса, якобы после этого бочка и бас звучат лучше и гармоничнее. Как вы сами относитесь к подобной манипуляции с бочкой и есть ли вообще в этом смысл?
Да, я слышал о таком приеме, но никогда его не применял. Бочка — это инструмент с неопределенной высотой звука, поэтому настроить ее на какую-то определенную ноту не представляется возможным.
К тому же, даже если, предположим, и настроить бочку на нужную ноту, то она может начать диссонировать с другими нотами баса, так как бас обычно не играет одну и ту же ноту на протяжении всей композиции.
Я рекомендую не заморачиваться на этой технологии, а уделять больше внимания сочетанию бочки и баса как таковому, не вникая в то, на какой частоте или высоте они звучат.
Нужно ли при записи электрогитары «в линию» с использованием процессора эффектов между процессором и входом звуковой карты подключать директ-бокс? Этот вопрос возник, так как в процессоре с оной стороны есть предусилитель, раскачивающий сигнал, но с другой стороны выход процессора рассчитан на подключение к высокоомному входу комбоусилителя.
Заранее спасибо.
Здравствуйте. В данном случае в директ-боксе необходимости, скорее всего, нет, так как его заменяет процессор, в котором уже есть предусилитель, формирующий сигнал с нужным уровнем и сопротивлением.
Здравствуйте, Андрей. Меня давно мучает вопрос, и я хочу посоветоваться с вами.
Сводить трек нужно непосредственно используя дорожки, записанные «с нуля» или можно разбить композицию на несколько групп (ударные, гитары, вокал), обработать в отдельных проектах, затем вывести в wave-треки, снова открыть их (уже обработанные) в новом проекте и уже сводить композицию в целом?
Хочу поступить так, потому что у меня в проекте много дорожек и звуковая карта притормаживает, а если начинаю добавлять пресеты — совсем все виснет. Можно ли проделать такой маневр без негативного влияния на звук?
Здравствуйте.
Сведение правильно делать именно сразу всех дорожек, а не так, как вы описали. С другой стороны, ваш метод не глуп, так как это возможный способ снижения нагрузки на процессор.
Кстати сказать, возможно, вам стоит увеличить задержку (latency), ибо не исключено, что она установлена слишком короткой. Также, конечно, правильно будет просто использовать меньше подключаемых плагинов, и модернизировать или же совсем поменять компьютер на более современный и мощный.
Здравствуйте, уважаемый Андрей Скидан! У меня к вам следующие вопросы: какие посоветуете мониторные наушники подобрать, какими должны быть их характеристики, какими пользуетесь сами? И стоит ли рассматривать бюджетные варианты?
Заранее благодарю!
Здравствуйте.
Для начала рекомендуем вам прочитать мою статью «Наушники — всё что нужно знать о них начинающему звукорежиссёру». Возможно, ответы на ваши вопросы вы найдете там. Посоветовать вам какие-то конкретные модели можно будет только тогда, когда мне будут ясны цели и задачи использования ваших наушников.
Здравствуйте! Вот вы в видеокурсах работаете со Steinberg Nuendo. Правда ли что Cubase и Nuendo мало чем отличаются и Nuendo в основном используется для киноиндустрии (для озвучивания видео), а Cubase — для создания музыки? Подскажите, верно это или нет? Может отличия заключаются в чем-то другом?
Здравствуйте. Советую вам прочитать мою статью «Cubase и Nuendo. В чём разница?», где вы найдете ответ на ваш вопрос.
Здравствуйте, Андрей. Извините за беспокойство. У меня карта M-Audio FireWire 410. Там есть микрофонные предусилители. Скажите, пожалуйста, этого достаточно или лучше купить предусилитель? Микрофон Oktava 105. Спасибо.
Здравствуйте.
Отдельный предусилитель хорошего качества будет лучше, чем встроенный в ваш аудиоинтерфейс. Но нужно это или нет в вашем случае — решать вам.
Привет, Андрей. Хочу задать тебе один вопрос насчет акустического поролона. Как я знаю, данный поролон рассеивает звук. А большая разница между этим поролоном и обычным поролоном?
Я думал, нарезать различные малые фигурки, типа кубики, треугольники из одного поролона и клеить на листовой поролон. Данный поролон нормально будет рассеивать звук? Или не стоить на это тратить время и средства? Все рекламируют, что акустический поролон лучше для домашней студии, а обычный поролон, говорят, не годится. Или это маркетинговый ход? Заранее благодарен.
Здравствуйте.
Между обычным поролоном и так называемым «акустическим» разница в силе рассеивания и поглощения звука огромной не будет. Безусловным плюсом акустического поролона будет то, что он красивей и аккуратней смотрится. Если же из обычного (хорошего) поролона сделать такие же пирамидки, вряд ли результат будет хуже.
Добрый день, Андрей. Позвольте задать вам небольшой вопрос. У меня такая проблема в сведении: есть трек, в нем по отдельности все инструменты и сэмплы по-разному компрессированы, на некоторых дорожках для верности еще стоит лимитер, и вроде бы все это в совокупности должно уберечь от появления пиков, и по отдельности так и есть.
Однако в миксе все вместе иногда переваливает за 0, как такое может быть? И что можно предпринять, кроме общего понижения громкости? Из-за этой проблемы я не могу дальше делать мастеринг, потому что нет никакого запаса по громкости. Как физически на выходе может быть пик, если входной сигнал состоит из «непикующих» дорожек?
Здравствуйте. Вы ошибаетесь. Вы просто не учитываете, что при одновременном воспроизведении двух и более звуков с определенным пиковым уровнем их уровни суммируются, в результате чего и происходит перегрузка (в случае, если в сумме уровень звуков превысит 0 дБ).
В данном случае у вас два способа решения проблемы:
1. Понижение общего уровня микса;
2. Подключение лимитера на мастер-секции.
Здравствуйте! Недавно не без вашей помощи приобрёл звуковую карту Focusrite Saffire PRO 14. Теперь собираюсь взять и наушники. Посоветуйте, какие модели наушников стоит взять в пределах 7000-8000? Если это слишком дёшево, тогда примерно до 13000 рублей.
Было бы неплохо посмотреть на открытые модели наушников. И также они должны иметь сопротивление не более 50 ом, а то я сомневаюсь, что моя звуковая карта сможет нормально раскачать высокоомные наушники.
Заранее спасибо за ответ!
Здравствуйте, Михаил.
Наушники стоимостью от 200 $ и выше, как правило, все достаточно хорошего качества. Вам рекомендуется только внимательно слушать все модели, чтобы сделать правильный выбор. Рекомендуем послушать наушники фирм AKG, Audio-Technica и Sony.
Здравствуйте, Андрей! Только что посмотрел ваш курс «Mastering в Wavelab От и До)». У меня появился такой вопрос: когда мы из секвенсора делаем рендеринг wav-файла, какой должна быть громкость ДО мастеринга?
Всегда, когда я делаю рендеринг, громкость уже в районе 0db. И если поднимать «максимайзерами», то становится достаточно громко. Даже если трек сам по себе воспринимается тихо, то записать поверх инструментала голос — почти нереально. Всегда музыкальная часть как-то громче. И вот я уже, сколько ищу ответы на вопросы, никак не могу найти нужного.
Делать мастеринг исключительно инструментального трека более-менее научился по вашим урокам. Но никак не получается нормализовать звук так, чтобы поверх можно было записывать вокал, и при этом всё было чётко слышно.
И вот я подумал: «Может быть, дело в том, что изначально, до мастеринга, громкость микса должна быть ниже?».
Очень нужен совет! Заранее огромное спасибо!
Здравствуйте.
Дело в том, что мастеринг делается уже полностью готовой смикшированной фонограммы со всеми инструментами, в том числе и с вокалом. А каков будет пиковый уровень фонограммы до мастеринга — не имеет значения, главное, чтобы он не превышал 0 дБ.
Добрый день, Андрей! Спасибо за ваш бесценный труд, который открыл для меня много нового. Хотелось бы задать вам вопрос личного характера.
Имеете ли вы высшее образование по специальности «Звукорежиссер»? Хотел бы спросить вашего мнения. Я занимаюсь звукорежиссурой уже четвертый год, работаю в этой сфере, но, к сожалению, учусь в институте по другой специальности, никак не связанной со звуком.
Скажите, если смысл поступать на второе высшее по специальности «Звукорежиссер»? Я слышал, что в институтах по этой специальности, больше льют воды, чтобы «высасывать» деньги из студентов. Может, эффективней будет развиваться самому или все же посоветуете получить второе высшее?
Спасибо.
Здравствуйте.
У меня нет высшего образования по специальности «Звукорежиссер», равно как и высшего образования вообще. Поступать в вуз на звукорежиссера или нет — решать вам и только вам. Лично я этого делать бы точно не стал, так как убежден, что за пять лет правильного самообразования можно научиться гораздо большему, чем за пять лет учебы в вузе.
Единственное, чем действительно хороши учебные заведения, так это наличием там других студентов-звукорежиссеров (и не только студентов), с которыми вы сможете общаться, обмениваться знаниями и опытом.
Здравствуйте! У вас мало рассказано о микшерных пультах. Если, допустим, приобрести цифровой пульт YAMAHA 01V96i, нужна ли звуковая карта и, как уверяет производитель, микрофонный предусилитель студийного качества? Или все-таки лучше брать отдельно?
С уважением, Дмитрий.
Здравствуйте, Дмитрий.
Пульт YAMAHA 01V96i уже имеет USB-интерфейс, поэтому он одновременно выполняет функции и микшерного пульта, и звуковой карты.
Что касается предусилителей, то, конечно, понятие «студийное качество» совершенно размытое и на него я бы даже не обращал внимание. Вообще, этот пульт, по всей видимости, обладает неплохими предусилителями, которых для домашней звукозаписи хватит вполне. На первых порах, по крайней мере, точно.
Если сводить акустическую гитару, ритм-гитару, электрогитару «соло» и «тона», подклады, клавиши… Без ударных. Как правильно панорамировать данные инструменты? Например, гитары с дублями.
Сложный вопрос, потому как на него нельзя ответить однозначно. Панорамирование будет зависеть как от характера всей композиции в целом, так и от партии каждого инструмента в частности.
Если вы не читали мою статью по панорамированию, то советую ее прочитать. Возможно, она будет вам полезна и поможет получить ответы на ряд интересующих вопросов.
___________________