Логичным этапом, следующим после записи, монтажа и редактирования записанного материала, будет его сведение. В этой статье я поведаю о том, как сэкономить на данном этапе создания альбома, не нанеся ущерб его качеству.
Обычно сведение делает звукорежиссёр той же (и в той же) студии, где производилась запись, либо записанные дорожки передаются для сведения в другую. Оба варианта имеют примерно одинаковое количество плюсов и минусов.
Большая часть студий делает сведение с почасовой оплатой, и меньшая за заранее оговоренную фиксированную сумму. На мой взгляд, именно второй вариант здесь, как и в случае с записью предпочтительней, так как платить вы будете за результат.
Ни один даже достаточно опытный звукорежиссер не сможет сказать совершенно точно, сколько часов уйдёт у него на сведение той или иной фонограммы, поэтому лучше заранее договориться на конкретную сумму и договориться о том, что она будет фиксированной, то есть не изменится в процессе работы.
В редких случаях недобросовестные звукорежиссёры дурят своих клиентов. Например, звукорежиссёр может воспользоваться вашим неведением и лишний час работы потратить на абсолютно ненужные манипуляции, которые, тем не менее, способны произвести впечатление серьезной работы на некомпетентного человека.
Поверьте, ради того, чтобы высосать из клиента лишнюю копейку, звукорежиссёру иной раз ничего не стоит элементарно потянуть время. Учитывая, что среднестатистический музыкант не знает, делает ли звукорежиссёр в данный момент что-то нужное или просто тянет время, крутя совершенно ненужные ручки на пульте, звукорежиссёр просто напросто этим пользуется.
Поэтому я не рекомендую делать сведение с почасовой оплатой в случае, если вы не разбираетесь в звукозаписи или если звукорежиссёр вызывает у вас хоть какие-либо подозрения.
Хотя стоит отметить, что в хороших студиях звукорежиссёры время не тянут, дабы отбить лишнюю копейку. Они получают достаточно за свою работу и посему не заморачиваются на этом.
Если вы решили работать с почасовой оплатой, то на протяжении всего процесса сведения присутствуйте в студии рядом со звукорежиссером. Если вам запретят присутствовать – однозначно отказывайтесь от работы – вас просто дурят.
Конечно, стоит иметь в виду, что к студиям, работающим исключительно через интернет, это правило не относится, хотя об этом можно было и не говорить, так как студии, работающие через интернет, берут только фиксированную сумму за работу.
Если вы планируете делать сведение альбома за пределами студии, где проходила его запись, то выбирать другую студию рекомендуется так же, как и студию для записи, руководствуясь всеми теми же советами и теми же рекомендациями, которые я давал в ряде предыдущих статей.
Однако здесь есть небольшая поправка. Так как процесс сведения не требует вашего обязательного присутствия (как например процесс записи), то его можно сделать удалённо. Сейчас существует немало студий, предлагающих услуги сведения через интернет, некоторые из которых, должен отметить, делают это на вполне профессиональном уровне.
Минусом сведения через интернет может быть только невозможность вашего личного присутствия в процессе. Зато удалённое сведение имеет ряд определённых плюсов. Например, одним из них будет простая схема работы: оформляете заказ => отправляете дорожки => оплачиваете => ждете => принимаете готовый результат.
Мне, как владельцу такой интернет-студии, честно говоря, до сих пор не ясно, почему многие считают, что при передаче аудиофайлов через интернет портится их качество? По-моему ведь уже давно известно, что это самый настоящий миф, ибо передача данных через интернет – это пакетная передача, при которой просто происходит деление файла на мелкие фрагменты, их передача по интернету, и затем формирование назад в один файл.
Плюс к этому сведение через интернет удобно. Нет необходимости ехать, например, из далёкой провинции в столицу, чтобы сделать сведение, когда можно заказать, оплатить и получить результат, не выходя из своей квартиры.
Но тут конечно всё не без исключений, ибо можно с лёгкостью попасть на «говностудию», распознать которую иной раз бывает очень непросто. Здесь скажу честно: правильней всего положиться на интуицию, а ещё лучше сделать пробное, недорогое сведение, чтобы оценить качество работы студии.
Можно обнаружить признаки второсортной интернет-студии по её сайту. Во-первых, уважающая себя студия, как и любая другая уважающая себя организация, никогда не будет использовать бесплатный хостинг и домен третьего уровня, а также позаботится хотя бы о мало-мальски приемлемом дизайне своего интернет-представительства.
Также на сайтах хороших интернет-студий в большинстве случаев предоставлено много информации для своих потенциальных клиентов, как о самой студии, так и о её услугах и ценах.
Итак, всё это ясно, но вопрос «как сэкономить?» ещё окончательно не снят.
Ответить точно на вопрос «Сколько стоит хорошее сведение?» к сожалению нельзя. Ценовой разброс может быть очень обширным, но следует понимать, что чудес не бывает, и сделать действительно качественное сведение 60-ти дорожечного проекта за 50$ не получится.
Да, возможно, исключения найдутся, например, в виде талантливого начинающего звукорежиссёра, для которого опыт важней денег.
Обращаться к частному звукорежиссёру, который делает сведение на дому, нередко бывает выгодно, но только при наличии у него действительно хорошего оборудования, опыта и навыков.
Пожалуй, главным советом на данном этапе будет совет не экономить на сведении. Конечно, отправлять свои дорожки на Abbey Road будет не самым разумным решением с точки зрения экономии, но и заказ сведения непонятно кому за сущие копейки вряд ли обрадует вас своим результатом.
___________________