Уверен, что обратив внимание на заголовок, вы подумали, что я пошёл не в ту степь… Какое ещё демо, спросите вы, ведь речь вроде как шла о профессиональном альбоме?
Да, друг мой, я в курсе. Однако следует знать, что прежде чем записывать профессиональный альбом, у вас обязательно должно быть демо, а о том, зачем оно нужно, я поясню в этой статье.
В данном случае под «демо» понимается черновая запись альбома, то есть что-то вроде его эскиза. При написании картины, книги или чего-либо ещё всегда требуется набросок будущего чистового произведения. В нашем с вами случае этим наброском и будет демо-запись.
Даже если у вас какая-либо демо-запись уже есть, вам всё равно стоит прочитать эту статью, а если демо-записи нет вообще, то тем более, так как без неё в дальнейшем вам будет не обойтись.
Прежде стоит сказать главное. В данном случае демо нужно нам не для того, чтобы отсылать его на лейблы или в продюсерские центры. Речь идёт о другой демо-записи, которая будет нужна, прежде всего, тем, кто будет записывать ваш альбом, то есть звукорежиссёру, саунд-продюсеру студии и другим.
Это будет нужно для того, чтобы ознакомиться с вашей музыкой, оценить объём, сложность и вообще возможность реализации проекта.
Также необходимо будет иметь демо-запись и вам самим, дабы например, имея записанные песни, в любой момент показать их другим, выбрать наилучшие, поэкспериментировать с их расположением в альбоме и т.д.
В общем, вывод однозначен – демо должно быть обязательно!
Если я вас в этом убедил, то, наверное, теперь вы задумались о том, как же эту демо-запись лучше сделать, чтобы и времени на неё не ушло слишком много и денег лишних на неё не потратить. Как раз об этом я и расскажу вам дальше…
Напоминаю ещё раз, что наша демо-запись предназначается не для промоушена. Если демо для промоушена должно быть достаточно хорошего качества, плюс должно содержать в идеале лишь три лучшие песни, то к нашей демо-записи эти правила не относятся. В нашем с вами случае количество одерживает верх над качеством.
1. Во-первых, качество такой черновой демо-записи не обязательно должно быть каким-то особенным. Если вы будете уделять качеству чернового демо особое внимание, то даже не заметите, как быстро смоете весь бюджет в унитаз.
Цель этой демо-записи не понравиться звукорежиссёру или произвести впечатление на продюсера, а продемонстрировать ваш материал, ваши песни, музыку, стилистику и качество исполнения. Вот и всё!
Для этого, отнюдь не обязательно иметь какую-то супер качественную запись. Лучше уделить больше времени и средств на то, чтобы супер качественным получился чистовой альбом, а не демо.
2. Во-вторых, наша с вами демо-запись должна содержать не три лучшие песни, как это должно быть у демо для промоушена, а все ваши песни, которые полностью готовы и которые вы собираетесь включить в альбом.
Даже если ориентировочно вы планируете включить в альбом 10 песен, а у вас всего их 18, то записать нужно все 18. Не нужно записывать только те песни, которые ещё не готовы, или готовы, но не полностью.
Логичный вопрос: как же на этом сэкономить? Как записать все песни, и потратить на это минимум времени и средств? Об этом речь пойдёт далее…
В целом, чтобы сделать такую черновую запись, следует запомнить главное: нужно запечатлеть ваше живое и только живое исполнение.
Поканальная запись займёт у вас очень много времени и обойдётся вам в любом случае дороже, в то время как смысла в этом, поверьте, не будет никакого. Поэтому, повторюсь ещё раз – вам нужна исключительно живая запись.
Лично я выделяю три способа сделать такую запись, каждый из которых обладает своими преимуществами и недостатками. Рассмотрим каждый из них в отдельности.
1. Запись репетиции
Это самый простой и дешёвый вариант, однако, в то же время и не самый качественный. Если у вас есть более или менее приличный конденсаторный микрофон и ноутбук/компьютер с не уступающей микрофону по качеству звуковой картой, то получить сносную запись будет реально.
Если же у вас нет никакого мало-мальски приемлемого по качеству оборудования для записи, то в принципе можно взять его напрокат. Например, вы можете взять цифровую портостудию, микрофоны и получить в итоге пусть и черновую, но весьма слушабельную запись.
Но, на мой взгляд, это не самый универсальный вариант, так как он однозначно отпадает, если вы ничего не смыслите в звукозаписи или если аренда оборудования будет стоить слишком дорого.
В конце концов, можно записать репетицию и на диктофон, если только он хорошего качества или снять на видео, после чего оставить только звук. Но такие способы хоть и доступны, качество их результатов даже для черновой демо-записи не будет дотягивать.
2. Запись концерта
Более подходящий вариант – записать ваш концерт напрямую с микшерного пульта на минидиск или компьютер. Звукорежиссёру на концерте это не доставит особых хлопот, а минидисковые плееры и ноутбуки присутствуют на большинстве концертных площадок и в большинстве клубов.
В конце концов, ноутбук наверняка у вас есть, а минидисковый проигрыватель вы сможете взять напрокат, и обойдётся это вам гораздо дешевле, чем портостудия с микрофонами. Итоговое качество на минидиске получается вполне пристойным для демо, а процесс настройки и записи нетрудным для звукорежиссёра.
Получившуюся запись останется только немного отредактировать и записать на CD.
3. Запись в студии
Этот вариант по качеству наилучший, а по цене, в общем-то, приемлемый при грамотном подходе. Запись чернового демо отличается от записи профессионального альбома тем, что демо следует записывать, что называется, «гаражом», то есть всем коллективом сразу, без наложений и без последующего сведения и редактирования.
Вы просто приходите в студию, и говорите, что хотите записать демо «гаражом». По сути, на запись, скажем, 15 песен, которые длятся 1 час, у вас вряд ли уйдёт более трёх часов + час на настройку. Если студия стоит, например 500 руб./час, то запись демо обойдётся вам, грубо говоря, в 2000 руб., что на самом деле вполне приемлемо.
Главное, вам нужно будет записать все композиции и хорошо их исполнить.
Черновая запись на то и черновая, что её не нужно вылизывать, однако слушать лажу вряд ли будет приятно даже вам самим, поэтому в завершение напомню, что прежде чем записывать даже черновое демо, удостоверьтесь, что ваш материал отрепетирован на все сто.
Удостоверьтесь также и в хорошем техническом состоянии ваших инструментов. Поменяйте струны, запаситесь палочками, медиаторами, батарейками, проверьте качество всех кабелей и т.д. Приучайте себя сразу готовиться ко всему заранее и только потом приступать к действию. Соблюдение этого банального правила поможет сэкономить вам уйму денег в дальнейшем.
___________________