В чем особенности и принципиальные различия, нюансы между мастерингом концертного и студийного альбома?
В одной из статей, опубликованной на вашем сайте увидел, что для концертных фонограмм недопустимо пережатия треков. Лично я это понял, что концертные фонограммы не стоит подвергать глубокой компрессии, не знаю прав ли я в этом плане, но если нет, поправьте меня.
А какие еще отличия в обработке каждой отдельной концертной фонограммы при мастеринге (эквализации, компрессии и еще какой-либо обработке) существуют помимо этого, которые нужно обязательно учитывать во время мастеринга концертного альбома или сборника смеси студийных и концертных треков?
Вы правильно поняли, что главное отличие концертного мастеринга от студийного в том, что концертные фонограммы не стоит подвергать слишком сильной компрессии, нужно стараться сохранять не столько динамику, сколько атаку инструментов, особенно ударных. Лучше, если компрессии окажется недостаточной, потом «дожать» уже концертными компрессорами.
В остальном же различия будут непринципиальными и зависящими от каждой конкретной ситуации.
Объясните, в чем разница между синглом и мини-альбомом EP? Ведь изначально сингл это тип альбома, на котором записана одна композиция, но ведь в синглах может быть и два трека, две, три композиции и больше. И на мини-альбомах (EP) также может быть 3-4-6 трека с общей длительностью альбома не более 15 минут.
Такое ощущение, что разница между CD-синглом и мини-альбомом в формате CD размыта. Так ли это, или существуют какие-либо еще, не явные на первый взгляд отличия этих двух типов альбомов?
Не хотелось бы в рамках ответа на вопрос вдаваться в подробности, но кратко можно сказать, что ЕР от сингла отличается всё же бо́льшим количеством композиций. ЕР это, скорее, хоть и маленький, но альбом. Эдакий «недоальбом». Сингл же обычно содержит 1 заглавную композицию и 1-2, максимум 3 дополнительных.
Можете посоветовать какие-нибудь плагины talkbox, harmonizer, octaver и есть ли они в пакете Waves или Nomad Factory?
Что касается Talkbox, то использовал я его, помнится, единожды много лет назад. Это был эффект комплексного прибора для обработки гитар Guitar Rig.
Гармонайзером обычно я не пользуюсь, если мне и нужен искусственный бэк-вокал, то я «рисую» его отдельно в Melodyne из основного. Ранее же пользовался гармонайзером Akai Deca Buddy.
Октавером даже не помню, когда я пользовался, поэтому если советовать сейчас что-то конкретное, то лично я выбрал бы или встроенный октавер Guitar Rig, Amplitube или другого комплексного прибора для обработки гитар. Или же использовал, например, октавер Octaplexer от Plug&Mix.
Почему Вы не хотите издавать бумажные книги, так как, как мне кажется, что этим Вы не только поможете музыкантам, но и сами сможете прилично подзаработать (как это, например, делают Юрий и Роман Петелины).
Если Вы в будущем захотите защищаться на кандидата наук, то Вам для этого потребуются публикации и чтобы Ваша книга в будущем также была и как публикация для Высшей Аттестационнной Комиссии, то необходимо, чтобы у Вашей книги были рецензенты, хотя бы два рецензента!
И ещё одна добавка (в плане экономического обоснования), хоть бумажная книга и стоит дешевле, чем у Вас Ваши же книга, но в электронном виде, но тираж продаж может быть гораздо больше (на порядки) для книг в печатном виде, чем Вы продадите в электронном виде.
Кроме этого, некоторые книги Юрия и Романа Петелина переведены на английский язык и издана в США!
Что касается бумажной книги, то издавать оные я не хочу и вряд ли когда-либо буду по причине экономической невыгодности данной затеи. Я создаю материалы по весьма узконаправленной теме, интересной сравнительно небольшому кругу людей (если рассматривать в целом, конечно).
Издание книги своими силами будет стоить слишком дорого, что в моем случае совершенно точно не окупится никогда, поэтому от идеи выпустить физическую книгу я давно уже отказался. Хотя не скрою, что когда-то такая идея у меня была.
То же касается и сотрудничества с издательством, которое будет платить мне в наилучшем случае 10 % от стоимости проданного экземпляра. И то, это если издательство захочет мою книгу издать, чего не будет с огромной долей вероятности.
Многие авторы также издают книги вовсе не с целью заработать денег, а с целью получить некий статус «автор книги %вставьте_название%», повысить доверие потенциальных клиентов, привлечь внимание новой аудитории за пределами интернета и пр.
А получение степени кандидата наук меня также не интересует, хотя и не скрою, что интересовало в прошлом, во время учебы в училище искусств. Сейчас же это тоже не более чем статус.
Вот как-то так.
Какой подход при мастеринге сингла и мини-альбома правильнее использовать: подход мастеринга фонограммы, где каждый трек, входящий в сингл, мастерится отдельно сам по себе (включая максимизацию громкости) и о придании однородности звучания всего сингла здесь не может быть и речи; или все-таки используется подход мастеринга альбома, где наоборот всему альбому в ходе обработке придается однородность во всех отношениях: в амплитудно-частотной характеристике, динамике, уровню громкости?
Я сторонник того, чтобы все издания, содержащие в себе две и более фонограммы, мастерились именно по методу мастеринга альбома.
Может быть вы знаете, что было бы правильно использовать для очистки от шумов диктофонной записи и поднятия уровня громкости тихой речи?
Для очистки от шумов диктофонной записи вы можете использовать встроенный в WaveLab/Cubase/Nuendo плагин DeNoiser. О том, как им пользоваться и как он работает, у меня есть на сайте урок.
А для поднятия уровня громкости используются различные плагины динамической обработки: компрессоры, лимитеры, максимайзеры, а также элементарная пиковая нормализация уровня.
Работе с приборами обработки у меня посвящен целый отдельный видеокурс.
___________________