После выстраивания баланса инструментов настает черед локализации каждого из них, что называется по горизонтали.
Не прибегайте к радикальным значениям панорамы, а равномерно заполняйте ее в ширину. С крайними значениями хорошо поработают ревербераторы и хорусы. Заранее продумайте размещение каждого конкретного инструмента.
При наличии дорожек, записанных в стерео, установите для них зону звучания, определив для этого значения левого и правого канала.
В случае с гитарными дабл-треками или синтезаторными пэдами данная зона может иметь приличную широту вплоть до максимума влево и вправо по панораме.
Звук фортепиано в богатой аранжировке или другие инструменты, которые нуждаются в более строгих панорамных контурах, отлично ведут себя, к примеру, при отклонениях на 20-50 % от центра. Таким образом, звучание обоих каналов инструмента будет идти с левой стороны, и у панорамы будет своя определенная ширина.
Перкуссию и другие элементы ритмических партий равномерно разведите по панораме. Часто бывает, что два инструмента с похожим спектром выдают разные ритмические рисунки. Разместив их по разным сторонам панорамы, вы избежите их частотного конфликта и оживите ритмическую фактуру.
Таким же образом можно обойтись и с двумя синтезаторными звуками, а также с ритм-гитарой и фортепиано.
Центр стереополя
В центр стереополя поместите основные инструменты. Речь идет о главном вокале, солирующих инструментах (клавишных, струнных, духовых и пр.), бочке и басе.
Малый барабан в зависимости от конкретного жанра может играть и главную, и второстепенную роль.
Поэтому в некоторых (хотя и очень редких) случаях его можно перемещать немного вправо или влево от центра. При этом избегайте искривлений по общей громкости звучания двух каналов микса. Не забывайте, что малый барабан является громким и энергетически насыщенным инструментом, поэтому, уводя его даже на 10 % влево, вы значительно уменьшаете RMS правого канала.
Основное правило панорамирования
Выстраивая панорамную музыкальную картину, старайтесь располагать инструменты, главным образом звучащие в нижнем регистре, ближе к центру, инструменты верхнего регистра — по «флангам», инструменты среднего частотного диапазона — между центральной частью и «флангами» с учетом их тона (чем ниже тон, тем ближе к центру ставится инструмент).
Безусловно, вы можете не выполнять это правило, но результат может вас неприятно удивить. Это правило придумали не просто так, в нем учтены физические характеристики звука, акустических систем и специфика человеческого слуха.
Длинные волны (низкие частоты) обладают большим количеством энергии, по сравнению с короткими (высокие частоты). Распространяются они на большие расстояния, без затруднений преодолевают стены, загородки и прочие преграды подобного типа и почти не угасают в результате отражений.
В этом месте напрашиваются два вывода:
- 1.Энергетическая основа произведения — это низкочастотные звуки.
- 2.Локализировать источник низких частот в пространстве довольно-таки трудно.
Следовательно, смещая бас по панораме, вы столкнетесь с дисбалансом, дефицитом энергии в одном из каналов и потеряете характер звучания. Локализация же звука по панораме все равно не произойдет, потому что нашему слуху не под силу четко идентифицировать в пространстве источник звучания низких частот.
Поэтому рекомендуется выполнение вышеизложенного правила. Ближе к центру помещайте низкочастотные арпеджиаторы и секвенции, нижние партии бэк-вокала и любые другие заполняющие инструменты с низким регистром
Партии же струнных, высокочастотные секвенции, высокие партии бэк-вокала, высоко звучащие духовые инструменты, высокочастотную перкуссию и прочие заполняющие инструменты, исполняющие свои партии в высоком регистре, старайтесь ставить от центра подальше.
________________________