Статьи

Как сделать бочку из ничего

В этой статье я расскажу и покажу, как сделать очень качественную, плотную и мощную бочку для электронных/танцевальных стилей фактически из ничего.

Уверен, что каждый, даже начинающий аранжировщик, композитор или продюсер, пишущий электронную музыку прекрасно знает, насколько важно звучание бочки в композиции. Грамотно подобранная, и качественно звучащая бочка – залог плотного, гармоничного и насыщенного звучания всей композиции в целом. В статье об эквализации бочки я говорил, что аранжировка или сведение композиции, где предусмотрена бочка, начинается именно с бочки, и на этом этапе важно ответственно подойти к выбору тембра.

Во-первых, тембр бочки во многом определяет стиль произведения. Так повелось, что для каждого определённого стиля характерно определённое звучание в целом, а бочка, разумеется, есть как минимум 30% от этого целого. Согласитесь, что hip-hop бочка вряд ли будет уместна в стиле trance или откровенная heavy metal бочка в disco-house. Ну а во-вторых, правильный выбор бочки скорей всего избавит вас от дальнейшей обработки и разного рода коррекции её тембра, чем упростит и ускорит сведение.

Разумеется, вы спросите: «Какой смысл делать бочку самому, если есть немыслимое количество библиотек, где можно найти абсолютно любой тембр?». А я объясню:

  1. Даже не смотря на то, что библиотек сэмплов и вправду очень много, далеко не всегда удается найти именно тот тембр, который требуется.
  1. Далеко не все из этого «немыслимого количества» библиотеки качественные, а вернее таковых очень и очень мало.
  1. На то, чтобы перелопатить все библиотеки в поисках нужной бочки может уйти очень много времени, иной раз до нескольких часов, в то время как создание бочки займёт несколько минут.

Теперь, я думаю, вы поняли, что, наверное, есть смысл, по крайней мере, попробовать сделать собственную бочку, а уж выбор за вами – использовать готовые библиотеки сэмплов или создавать свои.

Подготовка к процессу

Итак, поехали. Для создания бочки я буду использовать программу Wavelab 5.01. Мне очень нравится эта программа, я привык к ней уже давно, и предпочитаю работать в ней. Но я не навязываю её вам. Вы можете использовать и любой другой аудиоредактор с функцией генерации частот, который вам нравится. Также в работе мне понадобится плагин BT Compressor CP2S из пакета Blue Tubes фирмы Nomad Factory. Но опять же хочу заметить, что выбор компрессора не столь принципиален.

Даже если вы никогда не работали в программе Wavelab – не пугайтесь, эта статья рассчитана и на тех, кто абсолютно не знаком с этой программой, поэтому уверен, вам будет понятно всё «от и до».

Собственно процесс

Итак, открываем программу Wavelab и на верхней панели выбираем Tools => Audio Signal Generator. Появится вот такое окно:

001

Для начала определимся с качеством сигнала, который нам предстоит сгенерировать, для чего зайдем в раздел Audio Properties (см. скриншот ниже).

002

Здесь уже выбор за вами. Лично я использую следующие параметры: Channels – mono, так как бочка сама по себе монофоническая; Bit Resolution обычно 24 bit, хотя иногда и 32 bit float; а частоту дискретизации (Sample Rate) – в зависимости от частоты дискретизации будущего проекта. Итак, определившись с параметрами, нажимаем «OK».

Теперь переходим на следующую вкладку Frequency:

003

Обычно электронные бочки звучат в диапазоне от 30 до 100 Hz, среди которых большая часть звучит в области между 50 и 70 Hz а из них большая часть на частоте около 60 Hz. Следовательно мы для «универсальности» возьмём частоту в 60 Hz за основную. Здесь, во вкладке Frequency, в разделе Envelope меняем параметры «по умолчанию» на свои. В полях Start Freq.; Median Freq. 1; Median Freq. 2 и End Freq. вписываем значение 60 Hz.

004

Всё, теперь нажимаем кнопку Generate, и программа сгенерирует простой синусоидальный сигнал длительностью в 5 секунд. Закрываем Audio Signal Generator, он нам больше не понадобится. Теперь произведём небольшой монтаж. Синус длительностью в 5 секунд нам следует сократить до ≈ 0,5 секунды. Делается это также просто, как и в любом другом аудиоредакторе, поэтому я не буду это объяснять. В итоге мы имеем просто синус (пока что ничем не похожий на бочку) длительностью в ≈ 0,5 секунды.

Двигаемся далее. Двойным кликом выделяем весь наш трек и выбираем в главном меню Process => Pitch Bend, или проще – выделяем файл и нажимаем латинскую клавишу «B». Появится вот такое окно:

005

Вот собственно с этого окна и начинается творчество. Здесь как говорится всё в ваших руках, ибо я представлю только суть и принцип формирования тембра бочки из простой синусоиды на одном примере.

Итак, в поле Range (semitones) вводим значение 36, то есть 3 октавы. Теперь мышкой берём маленький жёлтый квадратик слева от горизонтальной линии и поднимаем его до упора вверх:

006

Далее создаём ещё один такой же квадратик, для чего просто дважды щёлкаем по этой самой линии. Этим квадратиком мы будем определять атаку нашей бочки. Необходимое время атаки по началу подбирается только путём эксперимента. Для начала можете установить второй квадратик так:

007

Теперь, когда атака бочки выставлена, нам остаётся сделать только спад. Для чего третий жёлтый квадратик (на правом конце линии) опускаем до упора вниз. Нажимаем Apply и закрываем окно Pitch Bend. Теперь можете послушать, что получилось. Как видите, у нас получилось уже нечто похожее на бочку, а не просто синус. Главное на этом этапе – экспериментируйте как можно больше, и стремитесь получить «рыбу» максимально близкую к той, которая требуется. Но на этом не всё. Нам предстоит ещё немного поработать над получившейся «рыбой».

Из-за того, что синусоида растянулась во времени под действием Pitch Bend, нам следует вновь сократить её длину до 0,5 секунды, для чего обрежем её слева.

Чтобы не утруждать себя постоянным нажатием клавиши Play, я советую включить режим циклического воспроизведения всего файла:

008

Теперь, нам нужно сделать Fade Out. Выделяем область от 50 ms до конца и нажимаем Ctrl+F, или же заходим в меню Process => Fade In/Out. Выставляем следующие значения:

009

Разумеется, вы можете сколько угодно экспериментировать с настройками, пока не добьётесь нужного вам тембра.

Сейчас можно с уверенностью сказать, что это уже бочка, а не простой синусоидальный сигнал. Но на этом мы не закончим. Для большей плотности и насыщенности звучания, я предпочитаю обрабатывать бочку компрессором. Это мы и сделаем.

010Открываем на выносной панели слот с эффектами. В последний слот щёлкаем левой кнопкой мыши и вставляем встроенный в Wavelab пиковый лимитер Peak Master. В первый слот аналогичным образом вставляем упомянутый в начале статьи компрессор BT Compressor CP2S из пакета Blue Tubes фирмы Nomad Factory или любой другой предпочитаемый вами.

Теперь открываем наш компрессор (щёлкаем правой кнопкой мыши по слоту с эффектом и выбираем «show») и выставляем на нём необходимые параметры. Конечно, здесь тоже не обойтись без экспериментов, покрутите ручки, и вы сами поймете, как сильно может влиять компрессия на звук. Предположим в случае с нашей бочкой можно начать с таких параметров: Режим – Peak; Threshold ≈ 25-30 db; Attack ≈ 100-150 ms; Ratio ≈ 4:1-5:1 и Release «под ноль». Усиление (Gain) можете сделать на своё усмотрение. Это не приведёт к клиппированию сигнала, так как после компрессора мы уже поставили с вами пиковый лимитер Peak Master.

Дело осталось за малым. Сделать рендеринг. Для этого на той же самой выносной панели внизу справа от логотипа Steinberg нажимаем кнопку Render. В появившемся окне просто нажимайте кнопку OK, и программа пересчитает бочку в новый файл с обработкой, после чего просто сохраните его в wav с аналогичными исходному файлу параметрами. Сэмпл бочки готов, можно приступать к сочинению нового супер хита!

Что ж, теперь я думаю, вы убедились, что действительно можно сделать бочку практически из ничего. Главное – пробуйте свои варианты, генерируйте не только 60 Hz, попробуйте 50, 70 Hz и любой продолжительности. Экспериментируйте с Pitch Bend, формируйте нужную огибающую. Пробуйте изменять параметры fade out и главное – пробуйте любые эффекты от эквалайзера до дисторшна. Ну а на этом я говорю вам до свидания и желаю вам успехов в написании своих треков.

___________________

.