Иногда случаются такие ситуации, когда срочно нужна минусовка той или иной песни, но её просто не оказывается в наличии. Не друзья, ни знакомые, ни поиски в Интернете не помогают. С этой проблемой, рискну предположить, сталкивался каждый певец хотя бы раз в жизни. Эта проблема, наверное, также стара, как и сами понятия «фонограмма», «караоке» и т.п. и называется эта проблема просто – «Удаление вокала из песни».
В этой статье я расскажу вам обо всех известных мне методах удаления вокала из песни.
Сразу конечно хотелось бы сделать поправку, что на 100% эффективных методов удаления голоса из песни не было, и нет. Во-первых, в большинстве случаев удалить вокал из песни возможно, но не полностью. Во-вторых, более или менее эффективно удалить вокал можно далеко не из каждой записи. И в-третьих, вырезать можно только сольный вокал, все бек-вокалы и т.п. удалить не получится.
Ну, а теперь предлагаю рассмотреть возможные способы удаления вокала из песни по порядку.
Способ 1 | Удаление эквалайзером
Это метод, конечно же, самый простой и как следствие самый малоэффективный. Но всё же, если по каким-то причинам нет возможности воспользоваться другим способом, на помощь только этот.
Способ заключается в простом вырезании частот эквалайзером, в которых лежит диапазон вокалиста. Конечно частотный диапазон у каждого вокала свой, поэтому я даю некие усреднённые характеристики.
В среднем, диапазон женского вокала без обертонов от 150 до 1500 Hz, мужского – от 80 до 500. Эти цифры достаточно условны, но, как правило, среднестатистические голоса пролегают именно в этих диапазонах.
Но у этого способа есть два существенных недостатка, которые сильно ограничивают его применение. Во-первых, вырезая частоты, в которых находится вокал, мы вместе с ним вырезаем и инструменты, лежащие в том же диапазоне, например, гитары, фортепиано и т.д. А во-вторых, вырезая частоты без обертонов, в фонограмме останутся всевозможные лишние призвуки, такие как дыхание, звуки согласных и т.д. Если же вырезать весь частотный диапазон вокала в месте с обертонами, то от фонограммы попросту ничего не останется.
Но, даже не смотря на малоэффективность данного метода, его всё же стоит брать во внимание, так как он вполне может понадобиться тогда, когда остальные способы будут просто недоступны.
Способ 2 | Фазовый вычет
Это более эффективный и распространённый метод, хотя имеющий целый ряд недостатков. Главным ограничением этого способа является то, что он подходит только для стереофонических фонограмм, применительно к моно-фонограммам данный способ не даст никакого эффекта.
Вторым недостатком этого способа является то, после взаимовычета каналов, стерео-фонограмма превращается в моно. И третьим, и, пожалуй, основным минусом является то, что вместе с вокалом полностью или частично пропадают инструменты, которые, как и вокал располагались в центре панорамы, например, бочка, бас, рабочий и т.д.
Также на эффективность удаления вокала фазовым вычетом влияет и количество стерео-реверберации на вокале. Если её нет вообще – это улучшит результат, если же её наоборот слишком много и она широкая и объёмная, то она скорей всего и останется в фонограмме.
Что касается практики, то с технологической точки зрения фазовый вычет осуществится очень просто, и поэтому реализован в большом количестве музыкальных программ. Я, например, предпочитаю Voice Attenuator.
Это простой стандартный vst-плагин программы Wavelab. Он очень прост в использовании, так как содержит всего три фейдера и две кнопки, поэтому разобраться с ним не составит труда даже новичку.
Способ 3 | Комбинация двух предыдущих
Здесь я не стану вдаваться в подробности, а просто скажу, что ничего не мешает использовать вместе первый и второй способы.
Способ 4 | Усовершенствование второго способа
Чуть ранее я говорил, что основным минусом второго способа является то, что вместе с вокалом полностью или частично пропадают инструменты, которые, как и вокал располагались в центре панорамы, например, бочка, бас, рабочий и т.д.
Но из этой ситуации есть выход. Правда он не всем подходит, но зато позволяет существенно улучшить эффективность удаления вокала фазовым вычетом. Я ничуть не удивлюсь, если многим данная технология покажется смешной и нелепой, но самое интересное то, что она нередко используется на практике.
Если вы хотя бы немного владеете искусством аранжировки или имеете опыт написания минусовок, то поступайте следующим образом: все инструменты, которые пропали вместе с вокалом (бочка, бас, рабочий и т.д.) просто дописывайте в любом секвенсоре.
Да, это звучит странно, но на самом деле это довольно эффективно, и к тому же совсем не сложно. Ведь согласитесь, дописать только, например бас, бочку и рабочий барабан куда как проще чем писать минус с нуля.
Но, конечно, если вы совершенно не умеете делать аранжировки/минусовки даже на самом примитивном уровне – этот способ для вас отпадает.
Способ 5 | Утилиты
Использование специализированных программ/утилит для удаления вокала из фонограммы – одно из наиболее рациональных решений. Хотя чудес, как я уже говорил, ждать не рекомендую.
Сейчас существует огромное количество всевозможных программ для удаления вокала. Некоторые из них — довольно мощные, профессиональные инструменты, некоторые – полная ерунда. У одних программ качество результата аналогично «Способу 2», но в основе работы других лежит не примитивный с технологической точки зрения вычет каналов, а особый, сложный алгоритм анализа звуковой волны с целью поиска и удаления именно вокала. Такие программы легко можно использовать для подавления вокала как в стерео-, так и в монозаписях.
Вам остаётся только попробовать некоторые из них и выбрать то, что понравится больше. Я могу порекомендовать, например такие программы как: Elevayta Extra Boy Pro, Yogen Vocal Remover.
Или например воспользоваться программами Adobe Audition или GoldWave, которые имеют в себе набор инструментов для удаления вокала из песни.
Способ 6 | Комбинация всех перечисленных способов
Здесь, как и в случае с третьим способом комментарии ни к чему. И так всё ясно.
Способ 7 | Идеальный вариант (заключение)
Ну, вот мы и подобрались к последнему, и самому лучшему способу. Это… Барабанная дробь… На самом деле, конечно это не способ удаления вокала из песни, а способ получить то, ради чего мы удаляем вокал, а именно – минус песни.
Лучший способ получить минус песни, если Интернет уже вывернут наизнанку, а своими руками сделать минусовку вы не сможете – это обратиться к специалистам. «Ну да…» — скажете вы, «мне это не нужно…», «это дорого…» и т.д. и т.п. Но если быть реалистом, и иметь желание получить качественную фонограмму, никакие фазовые вычеты и программы не дадут вам возможность получить такую фонограмму, какую вам бы изготовил аранжировщик.
На самом деле, если речь идёт о непрофессиональном выступлении, например, в школе/ВУЗе, на детском утреннике или дома, то возможно и нет смысла заказывать изготовление минусовки. Но если вы себя уважаете, и хотите «звучать достойно», или вы собираетесь выступать на серьёзном конкурсе и т.п., от всех шести способов удаления вокала следует отказаться и воспользоваться седьмым.
К тому же услуга изготовления минусовок стоит сегодня недорого, а результат практически всегда лучше, чем удаление вокала из «плюса».
Но, не мне решать, как вам лучше поступить. Моя задача была – рассказать о наиболее распространённых методах удаления вокала из фонограммы, а ваша – усвоить их и применять на практике. А на этом я прощаюсь с вами и желаю удачи и творческих успехов. Следите за новыми статьями.
___________________