Статьи

Как создать хит и сколько это стоит. Часть 2 :: Каким должен быть хитовый текст песни

В предыдущей статье мы говорили о зарождении идеи, а также о поиске и роли продюсера в создании хита. В этой статье речь пойдёт уже непосредственно о создании нашего «высококачественного коммерческого продукта», а именно о тексте песни.

Обычно создание любой песни начинается именно с текста, а не с музыки, как думают некоторые. Причина здесь на самом деле скорей техническая, нежели творческая – подобрать музыку под стихи намного легче, чем сочинять стихи на готовую мелодию.

Итак, о чём пойдёт речь в данной статье. Ввиду того, что тема получается довольно длинной, я решил разбить статью о тексте песни на две части. В первой части я расскажу о том, каким должен быть текст песни-хита и в чём его отличие от «нехитового», а во второй статье я расскажу о том, кому поручить его создание, и сколько это будет стоить.

1. Хитовый текст должен быть простым

Для того чтобы это понять, лучше всего начать с того, что просто взять десяток-другой хитов, послушать их и тщательно проанализировать их тексты. Если Вы ещё этого не сделали – обязательно сделайте! Но в любом случае, могу сказать одно – текст любого истинного хита прост. Причём прост во всех отношениях.

Что значит: «Прост во всех отношениях?», спросите Вы. Послушайте хиты, проанализируйте их, и Вы всё поймёте. Хит – это песня, преднамеренно ориентированная на широкую аудиторию, соответственно её текст должен быть нейтральным, то есть доступным для неё, простым и понятным для восприятия.

«Это всё?», спросите Вы. Нет. Далеко не всё, но это главное. О чём поётся в большинстве хитов? Конечно же, о вечном, о любви, об обществе, о вере и т.д. Все эти и другие так называемые «вечные темы», как ни странно, всегда актуальны и практически никогда не устареют. Я думаю, здесь комментарии излишни, а причина «бессмертия» битловских хитов очевидна. Текст на «вечную тему», написанный в доступной форме, будет понятным для восприятия обширной аудиторией, поэтому будет легко запоминаемым, что теоретически от «хитового» текста также непременно требуется.

Увы, но широкая публика вряд ли оценит глубокий смысл, вложенный в стихи поэтом, скорей всего для большинства такие стихи будут не более чем набором рифмованных строчек. Но! Я не говорю, что текст должен быть бессмысленным. Этого допускать не следует! Просто смысл у текстов может быть разным и стремиться надо к тому, чтобы смысл в тексте был, но был понятным широкой публике и не слишком банальным.

Не стоит забывать и о технической стороне поэзии, а именно о технической простоте стихотворения. Что это значит? Текст должен быть легко запоминаем, как мы уже выяснили. А достигается это следующим: качественные рифмы; чёткая, простая ритмика и отсутствие замысловатых слов и мудрёных словесных оборотов. Самое главное – текст должен быть простым, но не примитивным.

2. Шляг-фраза

Вряд ли мне удастся сейчас вспомнить такой хит, в котором не было бы так называемой «шляг-фразы». Что такое шляг-фраза?

Шляг-фраза – это фраза, которая встречается в тексте песни (обычно в припеве), и является по сути ключевой. То есть на этой шляг-фразе очень часто базируется целая песня. Также очень часто шляг-фраза – название самой песни, которое встречается в тексте.

Примеров шляг-фраз можно привести огромное количество. Например, в песне группы Eagles «Hotel California», шляг-фразой является начало припева «Welcome to the Hotel California…». Или, например, некогда популярный хит «Лондон-Париж», где название песни, «открывающее» припев, собственно и есть шляг-фраза.

Силу шляг-фразы на самом деле трудно переоценить, так как очень часто она, будучи основой целой песни, прочно и надолго оседает в голове слушателя, даже не смотря на то, что остальной текст не запоминается вообще. Также среди многих продюсеров и «хитмейкеров» распространено мнение: нет шляг-фразы – нет хита. Конечно, это мнение нельзя считать верным на сто процентов, но в большинстве случаев оно всё-таки подтверждается, поэтому к шляг-фразе следует отнестись со всей серьёзностью на этапе написания текста песни.

3. Форма, структура и длина

Форма текста песни, как правило, отличается от стандартного стихотворения, поэтому для написания успешного текста следует также учитывать определенные особенности формы и строения песенного текста. Конечно, вариантов структуры текста существует огромное количество, но всё же, есть определённые стандарты, которых желательно придерживаться при написании хитового текста.

Стандартными частями текста песни являются куплет, бридж и припев. Как минимум две из них присутствуют в каждой коммерчески успешной песни. Разумеется, бывают и исключения, когда, например, в песне нет припева, или наоборот когда она состоит только из припева как такового. Лично я бы не стал рисковать и применять нестандартные формы, но возможно опытному и успешному поэту такие эксперименты бы доверил.

Вот, например, наиболее распространённые структуры текста (форму музыкальной композиции и последовательность частей во внимание не берём):

  • 2 куплета по 2 четверостишья + припев – 2 четверостишья
  • 3 куплета по 2 четверостишья + припев – 2 четверостишья
  • 2 куплета по 2 четверостишья + припев – 2 четверостишья + 1 бридж (2 четверостишья)
  • 2 куплета по 2 четверостишья + припев – 2 четверостишья + 1 бридж (1 четверостишье)
  • 3 куплета по 2 четверостишья + припев – 2 четверостишья + 1 бридж (1 четверостишье)
  • 2 куплета по 2 четверостишья + припев – 3 четверостишья

Я думаю, что перечислять все возможные варианты просто нет никакого смысла, так как на это могло бы уйти несколько печатных листов.

Что касается продолжительности, то лучше, если текст окажется короче, нежели длинней чем хотелось. Следует помнить, что продолжительность хита ограничена (обычно до 3,5-4 минут максимум), поэтому текст писать следует с этим расчетом. В конце концов, даже если текст окажется по каким-то причинам короче, чем требовалось, можно продлить его простым повторением припева. Если же текст наоборот окажется слишком длинным, придётся «выбрасывать» из него много строк, а то и целых частей и делать это так, чтобы смысл текста ни как не пострадал.

Заключение

Итак, вот мы с Вами собственно и рассмотрели главные особенности хитового текста песни. В следующей статье мы продолжим разговор о тексте и поговорим о том, кому поручить написание текста и сколько это будет стоить.

___________________

.