«При мастеринге проекта в Wavelab с частотой дискретизации 96 кГц, и при последующем переводе в 44,1 / 16 плагин Resampler ставится последним в цепи плагинов, после пикового лимитера до дизеринга?» (Илья, г. Мичуринск)
Плагин Resampler ставится в цепи предпоследним, если не считать Dithering. После Resampler должен быть установлен пиковый лимитер, так как при изменении частоты дискретизации изменяется уровень сигнала, за счёт чего часто возникает перегрузка.
«Какая должна быть в проекте громкость треков перед сведением?» (Игорь, г. Уфа)
Как известно, самое главное правило очень просто – громкость должна быть максимальной по уровню, но при этом недопустимо наличие перегрузок, и должен так или иначе быть запас по динамическому диапазону.
«Было бы неплохо иметь возможность не только посылать вопросы, но и, например, один трек, так сказать для профессионального критического взгляда. Ведь у начинающих «сводителей» часто возникает вопрос: “А все ли правильно я сделал?”
Вариант дать послушать друзьям — не лучший, ибо друзья они и есть друзья, минус объективность, а кидать на специальные форумы в раздел «зацените трек» — тоже не фонтан, не понятно, кто там сидит, да и высокий процент так называемой «вкусовщины». Из всего многообразия музыкально-звукорежиссерских сайтов, я видел подобную фишку только на одном.
Собственно вопрос: Есть такая возможность? Это было бы очень полезным для многих». (Василий, г. Москва)
Василий, эта идея несомненно интересная, но увы на данный момент осуществить это вряд ли возможно. Но, подчеркну, что это лишь пока…
Просто для того, чтобы это было осуществимо и было действительно удобно для обеих сторон, нужно сделать это в форме некоего сервиса (возможно даже отдельного) и постоянно «дежурить» там как минимум одному эксперту.
Технически это осуществить, конечно же, реально, о чём я обязательно подумаю! Но это будет попозже, надеюсь, в скором будущем.
«В каком Редакторе качественней обрабатывать и сводить аудио треки, я всегда это делал в CUBASE, но в Wavelab я заметил звучание будет получше, или это не существенно?» (Альберт, г. Киев).
Этот вопрос мне задают очень часто. Вообще любой звукорежиссёр скажет Вам, что программа – это далеко не самое главное в этом деле. Это правда. Но, в то же время, отмечу, что я и сам заметил ещё давно, что Wavelab действительно звучит лучше, чем Cubase и с этим согласны все мои коллеги-звукорежиссёры и ещё немало людей.
Однако, не смотря даже на преимущество в качестве звучания, я не использую Wavelab для сведения, так как этот процесс осуществляется гораздо удобней в Cubase (Nuendo) на мой вкус.
Поэтому, при выборе программы для работы, следует также полагаться и на её функционал и удобство, а не только на качество звука.
«Обязательно ли устанавливать высокие параметры частоты дискретизации и разрядности в проекте, если потом будет обработка в другой программе (например Wavelab) или же нужно учитывать параметры непосредственно самой звуковой карты (т.е если она поддерживает 16 бит, то, как ни крути, 24 бита это все фикция)?» (Темирлан, г. Махачкала)
Установка разрядности и частоты дискретизации в проекте зависит от разных обстоятельств.
Если Вы планируете, скажем, работать только с редактированием файлов с разрядностью, например не более 16 bit и частотой дискретизации (ЧД) 44.1 kHz, то в данном случае нет никакого смысла ставить в проекте более высокие значения, даже если Ваш аудиоинтерфейс поддерживает режим 24/32 bit и более высокие ЧД.
В этом случае, при рендеринге, например 16-ти битного файла (проекта) в 24 бита все, что Вы получите – это 16-ти битный по качеству файл, который будет формально 24-х битным.
Если же Вы работаете с файлами более высокой разрядности и ЧД (например, 24 bit, 96 kHz), то, соответственно, следует выставить параметры, как минимум не ниже, даже если Ваш аудиоинтерфейс имеет 16-ти битные преобразователи.
___________________