Эта статья продолжает цикл, и речь в ней пойдёт о том, на что на самом деле следует в первую очередь обращать внимание при выборе студии, дабы избежать в дальнейшем проблем.
Я выделяю всего три самые важные составляющие, на которые следует смотреть, выбирая студию звукозаписи. О них и пойдёт речь в данной статье.
Помещение
Подавляющее большинство музыкантов не обращают на помещение такого пристального внимания, как это следовало бы. Вы ведь не забыли, что речь идёт не о записи вокала под минусовку, а о создании качественного продукта – профессионального музыкального альбома. Если ваша цель – создание высококачественного коммерческого продукта, то к помещению студии следует отнестись очень внимательно.
Возможно, вы спросите: «Но ведь я ничего не понимаю в звукоизоляции и акустике студийных помещений?». А я вам отвечу, что понимать ничего особенного вам и не нужно.
Есть один простой критерий, по которому возможно с довольно высокой точностью понять класс студии, и этот критерий – размер помещения. Верить этому или не верить – ваше право, но в любом случае я поясню это подробней, с целью убедить вас в верности моих слов.
Малые студии (не говоря о домашних) не могут позволить себе большого помещения. Большое, хорошее помещение, в хорошем месте, даже без акустической отделки и, особенно в большом городе стоит очень дорого. Малые студии как раз на этом и экономят.
Большая общая площадь студийных помещений – один из главных показателей класса студии. Какой должна быть площадь? Чем больше, тем лучше!
Также стоит отметить, что большие студии звукозаписи, имеющие большие студийные помещения имеют и соответствующее по классу оборудование. О нём далее…
Оборудование
Оборудование студии – не менее важный показатель, чем её помещение. По количеству и качеству оборудования студии нетрудно определить её уровень. Здесь нет надобности в подробных комментариях, так как вполне очевидно, что малые бюджетные студии просто не могут позволить себе большого количества высококлассного оборудования.
Обычно студии, у которых есть сайты, публикуют там перечень своего оборудования. Я всегда рекомендую ознакомиться с ним.
Спасибо, скажете вы, но как понять, хорошее ли в студии оборудование, если я в нём абсолютно не разбираюсь? В этом случае самый простой способ – обратить внимание на фирмы-производители.
Есть простой принцип, основанный на том, что некоторые фирмы в принципе не выпускают бюджетного оборудования, а выпускают только оборудование высшего класса, и соответственно высшей ценовой категории.
Причём, стоит отметить, что такое наблюдается отнюдь не только среди студийного оборудования. Первый пример из жизни, пришедший в голову: встречали ли вы когда-нибудь бюджетные автомобили Rolls-Royce?
Также точно, например, не каждая студия может похвастаться пультом Neve или системой мониторного контроля ATC. Также, наличие таких микрофонов (желательно нескольких) как Neumann, Horch или Korby может судить пусть и не о высшем, но, по крайней мере, о достаточно приличном классе студии, так как это дорогие, качественные микрофоны, среди которых дешёвых и бюджетных моделей не бывает.
Количество микрофонов, кстати сказать, не менее важно. Обычно серьёзные студии имеют в своём парке не менее нескольких десятков моделей самых разных фирм: Neumann, AKG, Shure, Beyerdynamic, Sennheiser и др.
Так же стоит узнать и о платформе цифровой звукозаписи. Лучше всего, если это будет аппаратно-программный комплекс Pro Tools HD, так как он уже давно и по праву считается стандартом де-факто в цифровой звукозаписывающей индустрии.
Обратите также внимание на наличие аналоговых магнитофонов. Наличие, например аналоговых магнитофонов Ampex или Otari может сказать о серьёзности данной студии.
Но, в любом случае, придя в студию, даже новичку (но рассудительному) не составит труда понять, какого она класса.
Подытоживая, могу сказать, что студия с большим помещением для записи, просторной аппаратной, большим микшерным пультом, огромным количеством оборудования, инструментов и явно качественным интерьером вряд ли будет бюджетной.
А теперь давайте перейдём к следующему пункту, на который непременно следует обращать внимание при выборе студии.
Персонал
Ну, конечно, это вполне очевидно и справедливо. Какое бы не было в студии оборудование, и в каком бы помещении оно не стояло, без рук и умов персонала студии оно было бы не более чем грудой барахла.
В то же время, я, бывало, сам убеждался, что за поражающим своими размерами помещением и исключительно качественным оборудованием могут скрываться как дилетанты, так и вовсе совершенно неадекватные и невоспитанные люди.
Чтобы работа в студии была приятной и продуктивной, а результат был именно таким, каким вы его ждёте, нужно чтобы персонал студии состоял из настоящих профессионалов, которые помимо этого должны быть ещё и ещё и воспитанными, доброжелательными и порядочными людьми.
Если понять профессиональные качества того или иного работника студии сразу не удастся, то понять его отношение к клиенту совсем не сложно. Для этого достаточно взять телефон и позвонить им.
Если вам отвечают спустя двадцать гудков сонным, пренебрежительным тоном, все ответы на ваши вопросы односложные или невнятные и впечатление у вас сразу складывается не лучшее – значит скорей всего, так оно и есть – студии на вас наплевать.
Звучит грубо, не спорю, но не исключено, что если с вами так общаются уже на этапе переговоров, то и во время работы в студии отношение к вам и вашему проекту вряд ли будет лучше.
Каждая уважающая себя компания должна уважать каждого её клиента, в том числе и потенциального.
Я, конечно, допускаю, что вам мог ответить и кто-то «левый», или наоборот не «левый» но просто пребывающий в дурном настроении сотрудник. Но всё же, впечатление у вас сразу, с первых секунд, должно быть положительным и должно таким остаться до конца разговора.
Выбрав студию, и предварительно связавшись с ней, не лишним будет приехать туда и пообщаться с персоналом вживую, а заодно и посмотреть саму студию.
Частично убедиться в профессионализме сотрудников студии можно, попросив их показать свои работы или разного рода сертификаты, свидетельства и т.п. Хотя просить дипломы об окончании звукорежиссёрских вузов необязательно. В небольших студиях часто работают люди и вовсе без специального образования, хотя при этом являются отличными специалистами.
Итоги
Подводя итоги, скажу, что окончательный выбор студии следует делать, полагаясь не только на помещение, оборудование и персонал студии, но ещё и на собственную интуицию. Если внутренний голос подсказывает вам, что с этой студией иметь дел не стоит – значит скорей всего так оно и есть.
Пожалуй, самым важным показателем, на основе которого следует делать выбор – это взаимопонимание. Взаимопонимание между вами и её персоналом.
Если вы чувствуете, что взаимопонимания нет ни во время разговора по телефону ни при личном общении, то от сотрудничества лучше отказаться сразу, ибо в противном случае надо быть готовым к всевозможным взаимным притязаниям и другим проблемам в дальнейшем.
Что ж, на этом я заканчиваю данную статью, а в следующей я опровергну все расхожие представления и расскажу о том, на что на самом деле не обязательно обращать внимание, выбирая студию звукозаписи.
___________________