В этой статье я поделюсь с вами собственным опытом и поведаю о том, как я организовал акустическое оформление небольшой бюджетной project-студии, потратив всего 200 рублей.
Конечно, хочу сразу предупредить читателей, что в данной статье не пойдёт речь о профессиональной студии и профессиональном акустическом оформлении. Рискну предположить, что вы уже догадались об этом, прочитав первый абзац статьи, ибо за 200 рублей рассчитывать на высококлассный результат как минимум наивно. Также хочу отметить, что здесь пойдёт речь именно об акустическом оформлении помещения, а не о его звукоизоляции.
Ну, скажите вы, и что же тогда интересного в этой статье, если результат всё равно не будет высококлассным? А я отвечу: разве «не высококлассный», значит «плохой»? Да, согласен, результат не будет высококлассным, но если вы собираетесь создать свою домашнюю/project/студию звукозаписи/репетиционную базу или она у вас уже есть, но вам необходимо проделать акустическое оформление, потратив минимум средств, эта статья непременно вам поможет.
По крайней мере, прочитав данную статью, вы поймёте каким образом можно существенно улучшить характеристики «плохого» с акустической точки зрения помещения, потратив ничтожно малую сумму денег, либо возможно не потратив вообще ни копейки.
Начало
Для начала я расскажу о том, что за помещение мне предстояло оформлять.
Это была до смеха примитивная студия звукозаписи в маленьком провинциальном городке с населением менее 40 000 жителей. Аппаратное оснащение студии было очень скромным, даже в чём-то граничащим с домашним, но записи, которые делали в этой студии, по качеству никак не соответствовали её уровню — качество звука было весьма не плохим для студии подобного класса.
Сама студия представляла собой квадратную комнату площадью 30 кв.м. В углу из гипсокартона была построена вокальная кабина площадью около 4 кв.м.
С акустической точки зрения основное помещение (аппаратная) было ужасным. Полы были из деревянных досок; голые стены, покрытые до середины от пола дешёвой краской, а от середины до потолка штукатуркой; и потолок, также покрытый штукатуркой. Никаких ковров и тому подобных звукопоглощающих материалов не было. Также в комнате практически не было мебели, за исключением рабочего места звукорежиссёра, одного серванта и дивана.
«Звучала» комната соответственно. При записи с микрофона был легко различим грязный и неприятный ревер комнаты. Во время работы с мониторами звучание также было явно неестественным. Реверберация комнаты мешала правильному восприятию, а стоячие волны откровенно искажали звучание мониторов. Ещё одной противной особенность комнаты было так называемое «порхающее эхо», которое мы в шутку называли «бабочкой».
Конечно, список недостатков помещения можно было бы продолжать и дальше, но я думаю, Вам и так стало понятно, о чём идёт речь. Помещение было плохим, и явно нуждалось хотя бы в минимальном акустическом оформлении.
Вопрос записи с микрофона был к тому моменту уже решён путём постройки вокальной кабины, о которой я упомянул ранее. Кабина была построена нами, и специалистами. Но на постройку кабины было потрачено довольно много денег, но и результат был неплохим.
Но постройка кабины не решила всех проблем. Она решила не более 30%. Поняв, что без хотя бы минимального акустического оформления аппаратной, вокальная кабина практически бесполезна, начался мозговой штурм. Нам нужно было произвести акустическое оформление достаточно качественно для студии такого класса и при этом, потратив минимум средств.
В итоге мы решили, что нам как минимум следует избавиться от реверберации и стоячих волн в комнате, поэтому решено было сделать комнату «глухой», но без фанатизма, с тем, чтобы оставить в ней хоть немного «воздуха». Далее повествую обо всём по порядку…
Потолок
Долго думая, и перебирая все возможные варианты, мы выбрали самый простой, старый, банальный и главное дешёвый способ – яичные лотки. Конечно, на счёт эффективности данного способа со мной много кто поспорит, но у этого способа есть как минимум два преимущества. Во-первых, это дёшево (а в нашем случае было и вовсе бесплатно), а во-вторых, это, с точки зрения акустики, несомненно, лучше, чем плоский голый потолок с осыпающейся штукатуркой.
По предварительным расчетам, для того чтобы покрыть весь потолок площадью 30 кв. м. нам было нужно достать 400 яичных лотков. Тогда эта цифра звучала пугающе. Мы также очень долго сомневались в том, что нам действительно понадобится столько лотков, и неоднократно пересчитывали требуемое количество. Хотя по окончательным расчетам количество лотков так и оказалось примерно 400 штук.
Как ни странно, но в таком маленьком городке как наш, найти яичные лотки не составило труда. Достаточно было по 2-3 раза в течение 2-х дней объехать несколько продуктовых магазинов, как 400 отборных яичных лотков уже покоились стопками в нашей студии. Что касается финансовых затрат, то за сами лотки мы не заплатили ни копейки. Продавцы без колебаний отдали их нам бесплатно. В качестве затрат можно было бы учесть лишь расходы на бензин, но в маленьком городе, где никогда не бывает пробок, а все необходимые магазины были в радиусе километра, траты на бензин были мизерными. К тому же яичные лотки — не металлолом или мебель, а значит вполне можно обойтись и без транспорта.
Но, не смотря на то, как легко нам достались лотки, мы знали, какая проблема нас ждёт дальше. А проблема заключалась в том, каким образом крепить яичные лотки к штукатуреному потолку, чтобы они держались достаточно надёжно, и не отваливались ни при каких обстоятельствах. Сдирать всю штукатурку с потолка было нельзя, да и попросту это длилось бы очень долго. Но в тоже время, после как минимум десяти попыток прикрепить лоток непосредственно к штукатурке, мы убедились, что этот вариант вообще непригодный, так как лотки стабильно падали с потолка один за другим не продержавшись там и нескольких минут.
Но путём недолгих раздумий мы нашли решение. Не смотря на то, что полностью счистить штукатурку с потолка нам запретили владельцы помещения, на частичное её удаление они согласились. Этим мы и решили воспользоваться. Мой друг сделал своего рода «трафарет» из яичного лотка, по которому можно было бы счистить штукатурку только в местах, где лоток будет крепиться к потолку.
На этапе приклеивания лотков к потолку нам пришлось потратить те самые 200 рублей, на 4 банки столярного клея.
Конечно, приклеивание лотков к потолку – работа невероятно утомительная. Стоять на стремянке с поднятыми вверх руками по 2-3 часа в день сможет не каждый. Плюс ко всему работу осложняли три большие квадратные лампы дневного света на потолке. Приходилось постоянно обрезать некоторые лотки, чтобы не образовывались щели, и лотки точно прилегали к краям ламп. Но оно того стоило. Даже оклеив лотками потолок, уже чувствовались некоторые улучшения акустики.
После того, как работа с потолком была закончена, мы начали думать о том, как быть со стенами.
Стены
Варианты по акустическому оформлению стен были разными. Кто-то предлагал пенопласт, кто-то ковролин, но лично я настаивал на поролоне. Во-первых, пенопласт мне сразу показался не самым лучшим решением, так как по своему собственному опыту мне известно, что как звукопоглощающий материал пенопласт весьма сомнительный. Во-вторых, ковролин хоть и эффективный, но слишком дорогой для нас. К тому же, если бы мы использовали имеющийся у нас тогда ковролин для стен, пол бы у нас остался совсем голым.
Конечно, поролон, на мой взгляд, очень хороший звукопоглощающий материал. Но главное было то, что у нас была возможность достать необходимое количество поролона за сравнительно небольшие деньги, так как мой приятель в то время имел контакты с заводом, выпускающим мягкую игрушку.
Он просто попросил своего знакомого с этого завода подкинуть нам немного поролона для акустического оформления студии. Как раз в то время этот самый знакомый проезжал мимо нашей студии. Когда он зашёл в студию и послушал наши работы, он вдохновился, и сказал, что ради такого привезёт нам необходимое количество поролона и не возьмёт с нас ни копейки. Но когда он приехал с поролоном, его количество нас просто потрясло. Это был полиэтиленовый мешок примерно 2 на 1,5 метра, битком набитый поролоновыми обрезками.
Конечно, к сожалению, привезённый им поролон не представлял собой аккуратно вырезанные ровные плитки, а был так сказать «поролоновым ломом». Ввиду того, что все куски поролона были разных размеров (от 10х30 до 20х70 см), нам пришлось их сортировать, отбрасывая явно неподходящие, и в тоже время думать, каким образом их закрепить на стенах. Толщина кусков была примерно от 1 до 2,5 см, поэтому мы сразу решили отказаться от простого приклеивания их к стене. Не говоря уже о том, сколько понадобилось бы клея, чтобы приклеить все ломти.
Одному из нас пришла в голову интересная мысль. Взять две пары деревянных реек, примерно 150-180 х 3-5 см, и между ними зажать определённое количество кусков поролона. Таким образом, получится своего рода щит или парус, не важно как правильно его назвать. Но преимущество было в следующем.
Во-первых, не требовалось никакого клея, так как такие панели можно было легко прибить к стене гвоздями или прикрутить шурупами-саморезами. Во-вторых, можно было бы также легко снять эти панели со стен, в случае если придётся переезжать в другое помещение. И, в-третьих, эти панели можно было, сократив расстояние между рейками, расположить на стенах таким образом, что они бы имели выпуклую форму, что поспособствовало бы ликвидации стоячих волн.
Вопрос с рейками был решён ещё быстрее, чем вопрос с поролоном. Необходимое количество реек было найдено среди, так сказать, «отходов столярного производства» на близлежащем заводе.
Конечно, как и в случае с потолком изготовление этих панелей требовало времени, сил и терпения. К тому же в одиночку с этим справиться было не очень просто. Но спустя несколько дней необходимое количество панелей было готово. Также оставшимся поролоном мы полностью оклеили снаружи вокальную кабину. Панели к стенам мы прикрутили саморезами. После того, как комната была полностью обвешена панелями, мы назвали её «сырной», из за характерного цвета.
Ну а затем мы поняли, что все работы были проделаны не зря. «Бабочки» и след простыл, а звук из мониторов стал таким, каким он должен быть на самом деле. Также полностью исчез тот самый легко различимый грязный и неприятный ревер комнаты.
Полы
Осмыслив, что проделанная нами работа дала отличные результаты, которые даже превзошли наши ожидания, мы решили, что на пол будет достаточно положить один плотный ковёр. К счастью такой ковёр нам найти удалось, и, разумеется, бесплатно.
Заключение
На этом мы и решили закончить акустическое оформление студии. Нашими основными затратами здесь были труд, терпение и время, которого тогда у нас было хоть отбавляй. В финансовом плане из нас никто не пострадал, а все приложенные нами усилия стоили того. Конечно, мы не сделали второй Abbey Road, но акустика комнаты стала лучше намного.
Во-первых, мы избавились от комнатной реверберации практически полностью. По крайней мере, ни во время записи, ни во время сведения, ни во время репетиций, она никак не сказывалась на звуке и не была заметна на слух. Во-вторых, за счёт того, что стены комнат перестали быть полностью параллельными, мы избавились от стоячих волн. Тесты показали, что никаких резонансов при прослушивании мониторов теперь не возникает и всё звучит так, как и должно. Ну и, в-третьих, мы выгнали ту самую надоедливую «бабочку», о которой я говорил ранее, раз и навсегда.
Что ж, я искренне надеюсь, что эта статья поможет Вам проделать акустическое оформление вашей студии/репетиционной базы, а возможно натолкнёт вас на новые, ещё более выгодные и качественные методы. Удачи!
___________________