В данной статье изложен ряд полезных советов и рекомендаций по применению эквалайзера в процессе мастеринга фонограмм. Эти советы и рекомендации будут полезны начинающим мастеринг-инженерам.
В качестве ориентира звучания, к которому можно стремиться, желательно использовать какую-нибудь фирменную запись с вдохновляющим и красивым на ваш взгляд звучанием.
Уменьшив её громкость, вы сможете на одинаковой громкости прослушать и вашу необработанную фонограмму, и образец. Желательно, чтобы стиль, ритмика и аранжировка образца и фонограммы, над которой вы будете работать, были похожи.
Сравните частотный спектр двух фонограмм, ориентируясь на слух.
Прослушав фонограммы на одинаковой громкости, вы наверняка выявите, что у эталона звучание более яркое, открытое и глубокое. Однако результат может быть и противоположным. К примеру, при сведении фонограммы на маленьких мониторах легко переборщить с количеством низких частот.
В любом случае выберите на слух курс, которым вы будете продвигаться к эталону, и, воспользовавшись качественным параметрическим эквалайзером, попробуйте как можно точнее приблизить по звучанию вашу фонограмму к желаемому результату.
Помните, что при ослаблении какой-либо частоты подчеркиваются остальные частоты. К примеру, ослабление середины способствует подчеркиванию высоких и низких частот. И наоборот, усиление какой-либо частоты приводит к ослаблению других. Все элементы взаимосвязаны.
Частоты ниже 30-40 Hz, то есть саб-бас, следует удалять с помощью фильтра среза низких частот, так как их практически невозможно воспринять на слух, но при этом они осложняют работу компрессора и мониторов.
Настолько низкие частоты, как правило, совершенно неслышимы на маленьких мониторах ближнего поля. В этом случае целесообразней ориентироваться по спектральному анализатору. Но, что касается не экстремально низких (от 50-60 Hz и выше), а также средних и высоких частот, то тут лучше полагаться на собственный слух и ощущения.
Чтобы сделать бас и бочку более глубокими и мощными, можно аккуратно усилить низкие частоты в районе 50-100 Hz. Эквалайзер можно использовать вместе с эксайтером. Однако здесь следует не забывать об осторожности, проверять звучание по спектральному анализатору и по возможности прослушивать результат на аппаратуре, которая позволит услышать частоты ниже 30-40 Hz, чтобы не перебрать с низкими частотами.
Более чистого и открытого звучания можно достичь посредством небольшого ослабления средних частот в области ≈ 100-300 kHz. Чтобы подчеркнуть верх и низ, вместо усиления высоких и низких частот попробуйте ослабить уровень на этом участке.
Однако не стоит забывать, что чересчур грубое вырезание приведет к потере записью глубины, плотности и густоты звучания, а также к нарушению баланса микса, что, безусловно, недопустимо.
Чрезмерно усиленные низкие частоты на сведении лучше пытаться исправить на мастеринге не с помощью эквалайзера, а с помощью многополосного компрессора, компрессировав частотный диапазон до 200-300 Hz. Однако в 99% случаев целесообразней будет все-таки вернуться на этап сведения и исправить данную ошибку.
Слегка усилив средние частоты в районе 1-4 kHz широкой полосой, можно добиться большей яркости, приблизить звучание, добавить ему громкости и резкости. Ослабление же в этом случае наоборот приводит к отдалению, смягчению и отдалению звучания.
Для добавления фонограмме яркости и искристости следует усиливать частоты выше 15 kHz. Однако в большинстве случаев здесь лучше подойдет не эквалайзер, а эксайтер.
Обратите внимание и на технику Mid/Side, которая подразумевает разделение стереосигнала на центральный канал и боковые и дальнейшую обработку этих каналов по отдельности.
В центре панорамы, как правило, звучит бас-бочка, бас, вокал, в боковых же каналах — гитары, клавишные, перкуссия и т. д. С помощью Mid/Side-разделения можно, к примеру, добиться усиления или ослабления каких-либо частот в центральном канале, не задевая при этом боковых, и наоборот.
________________________