Если Вы читаете эту статью, то полагаю, Вы знаете что такое мастеринг, но, скорей всего, знаете о нём не всё, что следует знать, или знаете всё, но сомневаетесь в достоверности этих сведений.
Я лично за свою карьеру профессионально мастеринг-инженера слышал несметное количество всевозможных небылиц о мастеринге, авторами которых часто являлись либо начинающие звукорежиссёры, либо вообще не пойми кто…
Так вот, дабы раз и навсегда развеять Ваши сомнения и поведать всю правду о мастеринге, я и написал эту статью, где составил некий «хит-парад» распространённых мифов о мастеринге.
Итак, поехали…
МИФ 1. Профессиональный мастеринг можно сделать дома самому.
Это весьма распространённый миф. Хотя, однозначно утвердить сие не могу, так как всё относительно. Конечно, делать мастеринг у себя дома на компьютере ни я, ни кто-либо другой не в праве Вам запретить. И не исключено, что обладая должными знаниями и определённым опытом, можно сделать качественный мастеринг в домашних условиях. Но вопрос-то в другом – требуемое качество результата.
Профессиональная студия – это помещение со специальной акустикой, это высококлассная контрольная система (мониторы, наушники и т.д.), это множество приборов обработки, которые в домашних студиях просто не могут быть из-за их высокой стоимости.
Но самое главное – специалисты, за плечами которых большой багаж знаний и опыта. Поэтому, если речь идёт о профессиональном мастеринге – то следует понять, что это всё-таки работа для профессионалов.
МИФ 2. Мастеринг ухудшает звучание.
Самый настоящий миф, так как полностью противоречит понятию мастеринга. Мастеринг в принципе не может ухудшить звучание.
Этот миф на самом деле пошёл от тех, кто заказывал «мастеринг» не пойми у кого, или пытался делать его сам «на коленках», не имея соответствующих знаний, умений и навыков.
Если же говорить о профессиональном мастеринге, то он может изменить звучание, сделать его другим, но никак не ухудшить его.
МИФ 3. Настоящий мастеринг можно осуществить только в специализированной мастеринг-студии.
На самом деле это не так. Конечно, специализированная мастеринг-студия – это очень хорошо, но Вы знаете, что например таких спец-студий по всей стране наберётся буквально несколько штук?
Если бы все музыканты страны отдавали свои песни на мастеринг только в специализированные мастеринг-студии, то студии просто не успевали бы справляться с объёмом материалов.
Это раз. А второе, далеко не всегда есть смысл прибегать к услугам таких студий. Во-первых, это заметно дороже, а во-вторых, далеко не всегда результат того стоит, так как разница в качестве в сравнении с неплохой, но не спец-студией будет не столь велика.
МИФ 4. Мастеринг «убивает» динамику.
Этот популярный миф также появиться на свет от тех, кто заказывал «мастеринг» у «горе-специалистов», или пытался сделать его сам.
«Убитая» динамика – результат неграмотного (неумелого) использования приборов динамической обработки, например компрессора, лимитера, максимайзера и т.д.
Любой настоящий мастеринг-инженер знает и умеет использовать приборы динамической обработки, и поэтому ему не свойственны такие ошибки, которые приводят к «убийству» динамики фонограммы.
МИФ 5. Мастеринг не нужен, если без него всё и так отлично звучит.
Может быть, это и не совсем миф, но всё же…
Если Вы НЕ планируете запускать Ваши фонограммы на радио/ТВ, издавать, продавать и вообще использовать их с любыми коммерческими целями, то мастеринг для Вас, возможно, будет и не нужен.
Но если всё обстоит с точностью, да наоборот, то без мастеринг нельзя. Мастеринг позволит сделать Вашу фонограмму только лучше, а чем лучше будет звучать Ваша фонограмма, то тем лучше будет её коммерческий успех.
МИФ 6. Цифровой мастеринг – это ерунда, а вот аналоговый…
Ещё один миф из серии вечной борьбы «Аналог VS Цифра».
● Во-первых, найти сейчас в стране спец-студию, предоставляющую услуги аналогового мастеринга практически нереально.
● Во-вторых, за это удовольствие, если и найдёте таковое, придётся заплатить немало.
● И, в-третьих, зачем Вам это нужно?
На самом деле, сейчас на дворе 21-й век, и цифровые технологии развиты очень хорошо, что, во-первых, позволяет сделать мастеринг очень высокого качества, а во-вторых, какой к чёрту аналог?
Кто сейчас слушает музыку на магнитофонах и виниле? Нет, конечно, есть такие, и я против них ничего не имею. Но я думаю, вполне очевидно, что большая часть народа слушает музыку в цифре, т.е. на компьютерах, плеерах, в машине и т.д…
Вывод один – не зацикливайтесь на столь манящем слове «Аналог», и не бойтесь цифрового мастеринга.
МИФ 7. Мастеринг через интернет – это лохотрон.
Появившаяся сравнительно недавно услуга online-мастеринга одновременно со своим появлением стала причиной рождения ряда мифов и бредовых домыслов.
Для тех, кто не знает, online-мастеринг – это услуга, позволяющая сделать мастеринг Вашей фонограммы через интернет. Схема работы обычно предельно проста: делаете заказ на сайте => отсылаете материалы => оплачиваете => ждёте => получаете готовый результат.
Почему же многие считают это лохотроном?
● Во-первых, удивительно, но многие реально считают, что при передаче аудиофайлов через интернет портится их качество. Это самый настоящий миф, так как этого в принципе не может быть.
Передача данных через интернет – это пакетная передача данных. Проще говоря, происходит разделение файла на маленькие фрагменты, затем их передача по интернет-каналу, и затем сборка при получении назад в один файл.
Таким образом, переданный файл не теряет ни бита, и является стопроцентной копией оригинала, что означает полное отсутствие каких-либо потерь в качестве.
● Во-вторых, многие считают, что online-мастеринг придуман для лохов и лентяев, и что на том конце провода сидит, мол, не пойми кто и делает масетринг не пойми на чём.
На самом деле, услуги online-мастеринга предлагают даже специализированные мастеринг-студии! Я лично ничего дурного в этом не вижу, к тому же пользовался этими услугами в своё время не раз, когда ещё не был мастеринг-инженером.
Это ведь очень удобно! Зачем ехать, например, из Новосибирска в Москву, чтобы сделать мастеринг, когда можно заказать, оплатить и получить его не выходя из квартиры?
А если, плюс к этому, качество передаваемых данных не ухудшается, то тем более. Поэтому online-мастеринг – это, как правило, никакой не лохотрон. Конечно здесь всё не без исключений, и можно попасть на «горе-специалиста». Но это случается не часто. Надо просто знать, у кого заказывать и быть осмотрительным.
МИФ 8. Мастеринг сделает мой непрофессиональный трек супер-профессиональным.
И последний и, пожалуй, самый распространённый миф гласит, что мастеринг может, так сказать, «из г**на слепить конфетку». Это самая настоящая неправда!
Мастеринг, несомненно, сможет из хорошо звучащей фонограммы сделать отлично звучащую, но никак не сможет из убогой записи сделать шедевр.
Это стоит принять как аксиому и не пытаться с этим спорить.
Просто подумайте сами: разумно подобранная поваром приправа может сделать вкусное блюдо ещё вкусней, но согласитесь, что никакая приправа не сделает изначально в принципе невкусное блюдо очень вкусным. Я думаю это вполне очевидно.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Что ж, вот и подошла к концу моя статья. Искренне надеюсь, что после её прочтения Ваше мнение о мастеринге поменялось, и теперь Вы перестанете думать как все.
Я, несомненно, мог бы продолжать эту статью, так как мифов о мастеринге существует не 8, а куда как больше, но думаю оставить их для следующих статей.
А на этом я с Вами прощаюсь и желаю успехов!
___________________