Вообще, прежде чем начать эту статью, хочу отметить, что понятие «аппаратная лихорадка» — не официальное. Вы вряд ли найдёте его в энциклопедиях и справочниках, но тем не менее, оно идеально характеризует ту, своего рода, психологическую болезнь, о которой пойдёт речь в данной статье.
Также я где-то встречал англоязычную аббревиатуру GAS — Gear Acquisition Syndrome, что переводится как синдром приобретения оборудования. По сути, это то же самое, но мы будем использовать термин «аппаратная лихорадка» — мне он больше нравится.
А начну я с небольшой предыстории. Давным-давно я брал уроки у преподавателя. Когда я приехал к нему на занятие впервые, то увидел вполне стандартную домашнюю студию. У него был достаточно мощный по тем временам компьютер с приличной звуковой картой, неплохие клавиши, а также разные гитары, педали, наушники и прочее.
Учитывая, что у меня в то время ничего подобного не было и близко, я был впечатлён. Урок прошел отлично, и после я поехал домой. С самого начала мы решили, что будем заниматься регулярно, и следующий урок должен был состояться ровно через две недели.
Через две недели я приехал на второй урок, вошёл в комнату и был удивлен: компьютер стоял другой, вместо Roland стоял более серьезный Korg, на столе красовались новые мониторы Genelec и были уже другие студийные наушники. Я подумал, здорово. Видать, дела у человека идут хорошо, раз смог позволить себе приобрести новое оборудование.
Второй урок тоже прошёл прекрасно и следующий должен был состояться также через две недели. Приезжаю. Снова стою на пороге комнаты, где проходят занятия. Захожу. И снова удивляюсь. Всё оборудование, которое я видел две недели назад стоит в углу в коробках, а вместо него стоит другое. Вернее, по сути, такое же, но более новое.
Я всё понимаю, но так и не понял, зачем нужно было менять, например, монитор с диагональю 22” на, по сути, такой же, но с диагональю 23”? Что, второй будет действительно лучше? Сомневаюсь. Тогда зачем?
Приехав на один из последующих уроков, вместо Korg я увидел какую-то другую рабочую станцию, новую звуковую карту, два небольших пульта и новый монитор. На каком-то из следующих уроков я снова увидел старый Korg вместо нового, одного из двух пультов уже не было, но были другие наушники. Одним словом, оборудование менялось систематически.
Безусловно, можно было предположить, что преподаватель (либо кто-то из его знакомых) держит магазин звукового оборудования. Но эти предположения в миг были опровергнуты — преподаватель сам показал мне гору коробок с самым разным оборудованием и сказал, что всё это он продает. За ненадобностью. Как б/у, разумеется.
Особенно меня удивило, что оборудование он продавал по весьма низким ценам. Да, формально оно уже подержанное, но все же. Например, я купил у него звуковую карту, которой пользовался потом много лет, за 150 $, хотя новая такая стоила тогда 400 $. Конечно, выгодно купить звуковую плату, которая использовалась всего пару месяцев, со скидкой более 60 %.
Не могу не упомянуть, что та же ситуация обстояла у преподавателя и с ПО. Таких частых обновлений программного обеспечения и такого количества дисков с программами, плагинами и VST-инструментами я не встречал больше ни у кого.
Дисков у него было огромное количество. Мало того, весомая часть ПО была лицензионной и стоила соответствующе. На компьютере было установлено столько плагинов и библиотек, что даже, несмотря на большую по тем временам мощность его компьютера Cubase при первом запуске грузился минут пятнадцать.
Из этой истории можно сделать один простой вывод. Такое поведение, то есть безудержная тяга к приобретению и обновлению оборудования и есть аппаратная лихорадка. По сути, болезнь. Такая же болезнь, как например ониомания (шопоголизм) или интернет-зависимость.
Не стоит думать, что рассказанная мною история — единственный уникальный клинический случай. Это случай, безусловно, тяжёлый, но далеко не единственный. В среднем у каждого второго знакомого мне звукорежиссера в той или иной степени проявляются симптомы аппаратной лихорадки. Просто у одних они выражены сильно, у других — практически незаметны.
Если учесть, что аппаратная лихорадка, условно говоря, болезнь, то она принадлежит к тем болезням, которые не бывают врождёнными. Не может ведь ребёнок родиться с интернет-зависимостью? Не может. Но может легко ею «заболеть». Так же обстоит дело и с аппаратной лихорадкой.
Симптомы
Как понять, что вы страдаете аппаратной лихорадкой?
На самом деле, если вы хотите обновить устаревшие плагины, купить новые мониторы, более мощный компьютер или звуковую карту новой модели — это еще не повод бить тревогу, это еще не значит, что вы страдаете аппаратной лихорадкой.
Во-первых, прогресс не стоит на месте, технологии развиваются, ПО устаревает, на смену старому оборудованию приходит новое, которое дает новые возможности.
А во-вторых, развиваетесь вы как профессионал, поэтому и ваша студия должна расти и развиваться в соответствии с вашим профессиональным ростом. Если вы начинали работать на бюджетных мониторах, то не удивительно, если через год-другой почувствуете, что просто из них выросли и вам определенно нужно что-то посерьезнее.
Следовательно, развитие студии путем пополнения её новым оборудованием и программным обеспечением, а также обновлением устаревшего — совершенно нормальный естественный процесс.
В данном случае есть цель — развитие студии, увеличение ее технических возможностей, для чего и приобретается совершенно определенное оборудование, с совершенно определенной целью. Оно будет выполнять определенные функции, и решать тем самым определенные задачи.
Человек, который регулярно приезжает, допустим, в торговый центр, чтобы покупать там нужные ему вещи не шопоголик. Но когда, человек испытывает желание что-либо покупать без какой-либо явной необходимости, ради удовольствия самого процесса покупки — у него явные проблемы.
Так же обстоит дело и в случае с аппаратной лихорадкой. Если вы постоянно покупаете какое-то оборудование, непрерывно обновляете ПО, даже если просто постоянно хотите это делать и при этом не можете дать четкого ответа на вопрос «Зачем это всё?», вам определенно стоит задуматься.
Еще одним тревожным звоночком являются случаи приобретения оборудования, что называется, на последние деньги или же покупка оного в кредит.
Конечно, я прекрасно понимаю, что звуковое оборудование даже начального уровня стоит порой не дешево, но жертвовать ради его покупки чем-то значительно более важным вплоть до продуктов питания или влезать в долги — это уже симптомы аппаратной лихорадки.
Следует еще отметить, что профессиональные звукорежиссеры в меньшей степени подвержены этой «болезни» чем любители. Поскольку они имеют прививку в виде необходимости зарабатывать работой со звуком на жизнь, они выработали к аппаратной лихорадке сильный иммунитет.
Признавая достоинства своего оборудования, профессионал относится к нему как к инструменту для решения определенных задач, а не как к самоцели. Тем мне менее, и профессионалы могут подхватить «заболевание» так же быстро, как и любители, если не будут осторожны.
Лечение
Если после прочтения всего предыдущего вы диагностировали у себя аппаратную лихорадку, то для её лечения я рекомендую следовать нескольким советам.
1. Избавьтесь навсегда от оборудования, которое вы не используете или используете крайне редко. Если у вас в шкафу пылится микрофон, который вы даже не помните, когда и для чего использовали, избавьтесь от него. Продайте или, в конце концов, подарите его тому, кому он будет действительно нужен. Одним слово, освободите вашу студию от всего, что в ней не используется регулярно.
2. Перестаньте тратить время на чтение отзывов и обзоров различного звукового оборудования. Лучше потратьте это время на чтение книг и статей по звукозаписи или на просмотр обучающих видео. Попробуйте не читать никаких сайтов об оборудовании примерно месяц и вы увидите, как у вас снизится интерес к его приобретению.
3. Перестаньте читать новости звукового оборудования и ПО. Любые обновления программного обеспечения и звукового оборудования должны производиться только тогда, когда старого перестало хватать для решения поставленных задач. Выход новой версии программы или новой модели мониторов — не повод делать апгрейд, а способ производителя заставить вас отдать ему свои деньги.
Профилактика
Если вы еще здоровы, но боитесь «заболеть», то рекомендую соблюдать простые правила:
1. Если вы хотите купить какое-то новое оборудование, то приведите как минимум 5 веских причин, по которым это следует делать. Не сможете привести 5 причин? Значит, и менять/обновлять ничего не нужно.
2. Прежде чем купить новое оборудование или ПО, тщательно изучите и проанализируйте то, что собираетесь купить. Сравните, например, ваш старый микрофон с будущим новым и убедитесь, что он действительно будет не просто лучше, а позволит добиться того, что вы хотите получить, покупая его. И снова задайте себе вопрос: действительно ли старый микрофон не позволит получить нужный результат?
3. Покупайте всегда только качественное и надёжное оборудование. Лично я всегда покупаю таковое и всегда тщательно и долго его выбираю. В результате оборудование служит мне годами и годами не требует обновления и замены. При этом отмечу, что по-настоящему качественное оборудование почти всегда стоит дорого, а это нередко заставляет воздержаться от покупки или как минимум ее отложить.
4. Не ведитесь на рекламу. Здесь можно говорить долго, но по своему опыту могу сказать, что никогда не вёлся на рекламу оборудования и ПО. Я ведь прекрасно понимаю, что под видом «Программы N версии 5» часто продают чуть обновлённую «Программу N версии 4», или под видом «Оборудования модели N2» вам впаривают «Оборудование модели N1», только с другим чуть более современным дизайном.
5. Скидка — не повод для покупки. Скидки — это замечательно, так как они дают вам возможность существенно сэкономить. Но если во время распродажи, например звуковая карта стала стоить в полтора раза меньше, это ведь не значит, что она стала вам нужна. Поэтому покупайте оборудование по акциям и со скидками, но только то и тогда, когда это вам действительно необходимо.
6. Не ходите в магазины. Я всегда покупаю звуковое оборудование в интернет-магазинах. И не только потому что это в большинстве случаев выгоднее и удобнее. Я делаю это ещё и потому, что в магазине гораздо выше вероятность купить то, что совсем не нужно.
В магазине всегда всё выставлено на витринах, всё красивое и всё (почти) можно потрогать, пощупать, попробовать и т. д. Это, конечно же, сделано специально, дабы подвигнуть вас на покупку. Если вы четко знаете, что хотите купить, то найдите это и купите в интернет-магазине.
Итог
Аппаратная лихорадка беспощадна: вы тратите деньги, захламляете студию оборудованием, а компьютер программами и плагинами, но фактически всё это ничего вам не дает. Это не улучшает качество записи, сведения и мастеринга и даже не способствует их улучшению.
Но это не так страшно как то, что аппаратная лихорадка мешает вашему профессиональному развитию. Доходит часто даже до того, что человек больше времени тратит на чтение обзоров и походы по магазинам, нежели на работу со звуком в студии.
Начинающим плохое качество результата работы свойственно списывать на дешевое/недостаточное/старое и т. п. оборудование, но никак не на дефицит собственных знаний, умений и опыта.
Если вы думаете, что завтра купите новую звуковую карту/мониторы/наушники и ваши записи зазвучат как надо — вы ошибаетесь. Любое оборудование, даже самое высококлассное, будет лишь грудой металла в руках неопытного.
Поэтому дабы не подхватить аппаратную лихорадку, приобретите необходимый аппаратно-программный комплекс и, главным образом, вкладывайте ресурсы в себя, в свое творческое развитие и образование, а не в новое студийное оборудование.
Совершенству к тому же нет предела. Рынок сейчас перенасыщен всевозможным звуковым оборудованием, которое перманентно обновляется с неистовой скоростью. Поэтому обновление и аппаратное пополнение студии — процесс, который может стать и, как правило, становится бесконечным.
___________________