Наверное, нет такого музыканта, который, достигнув определённого уровня владения инструментом, не захочет поделиться собственным опытом с окружающими. Одни дают уроки, другие выкладывают свои видеоматериалы в интернете, а есть и такие, кто издаёт целые собственные обучающие видеокурсы.
Среди них наибольшее количество, конечно же, гитаристов, ведь сложно придумать ещё один такой музыкальный инструмент, для освоения которого, по сути, не требуется ничего такого, чем бы ни располагал каждый из нас.
Действительно, для подавляющего большинства людей гитара — инструмент вполне обыденный, едва ли не обязательный элемент домашнего быта, начальные уровни овладения коим доступны буквально каждому желающему.
Поэтому первым и самым важным моментом является осознание человеком того, зачем он берётся за гитару и какие цели ставит перед собой в ближайшем (и не очень) будущем в плане постижения глубин музыкального искусства.
Если конечным результатом должен стать уровень исполнения дворовых и застольных песен, то достаточно приучить пальцы к струнам и попрактиковать на грифе с десяток основных аккордов. Изучение нотной грамоты, «ломание» пальцев под немыслимыми углами тут не нужны, а материалов для самообразования в свободном доступе предостаточно.
Минимальный срок первых положительных результатов — две недели при ежедневной практике.
Нижеследующие советы станут полезными для тех, кто всё же желает пойти дальше «Мурки», ДДТ и Кино, распевающихся у костра за бутылкой пива.
1. Как ни банально это будет сказано — ежедневно практикуйтесь. Конечно, никто не заставляет вас просиживать по 8-12 часов в день, обучаясь игре на гитаре. Сколько времени уделять занятиям, должны решать вы самостоятельно, если есть на то желание (а если его нет, то, может, стоит задуматься, нужна ли вам гитара вообще?).
Однако хотя бы периодически заниматься необходимо. Главное здесь — систематичность и последовательность: если первая зависит лишь от вас, то со второй вам не обойтись без некоего курса обучения, ознакомиться с которым можно в музыкальной школе, из текста самоучителя или со слов людей знающих.
2. Комбинируйте источники знаний. Музыка, и гитара в том числе, — это не только техника игры и количество сыгранных нот в секунду, это не количество проведённых за игрой часов и не количество сыгранных произведений.
Прежде всего — это определённая грань мировоззрения, основанием для которого служит теоретическая составляющая. Да-да, именно знания служат той базой, без которой вам никогда не стать даже любителем, а профессионалом и подавно.
Не зря преподаватели в музыкальных школах и вне их стен акцентируют максимум внимания как раз на теории, а черпать её можно (и нужно) изо всех доступных вам источников: чем их больше и чем они разнообразнее, тем лучше, потому что так вы сможете сравнить разные методы и подходы, оценить достоинства и недочёты различных техник игры.
Уже прошёл не один год, как интернет изобилует видеоуроками игры на гитаре — очень полезным источником знания, причём, часто бесплатным. Также не забывайте об аудио и текстовых материалах.
3. Думайте и анализируйте. Всё, что вам расскажут, покажут, и что вы найдёте сами, пропускайте через призму собственных взглядов и убеждений.
Когда вам на пути попадается новый технический приём, задайте себе вопросы:
- а кто, когда, зачем и каким образом его придумал?
- кто использовал первым?
- кто был мастером его применения?
- зачем этот приём лично мне и как он может скрасить мою игру на гитаре?
- какие есть нюансы исполнительной части?
- как его можно комбинировать с другими приёмами?
- в какой композиции он будет уместен?
и т. д.
Человек, жаждущий чего-то достичь, всегда должен отдавать себе отчёт в том, что и для чего он делает в каждую конкретную минуту, а также, почему он делает это именно так, а не как-нибудь иначе.
4. Пытайтесь прыгнуть выше головы, не переступая при этом через три ступени сразу.
Пускай вам говорят, что рано браться за то-то и то-то, пускай какой-то отрывок композиции вам покажется крайне сложным для исполнения — не спешите сдаваться. Разберите его на составляющие, проанализируйте, что мешает его выучить и сыграть, вооружитесь дополнительными обучающими материалами и постепенно, шаг за шагом возьмите эту крепость приступом.
Разумеется, речь не идёт о том, чтобы на первой неделе обучения убивать себя в попытках заточить «Полёт шмеля», однако не зря же говорят, что плох тот солдат, который не мечтает стать генералом. Особенно важны достижения подобного характера на начальных этапах развития гитарного мастерства.
5. Уделяйте внимание не скорости, а качеству игры. Произведение, сыгранное в медленном темпе, но чётко, красиво и без фальши, оценивается гораздо выше, чем скоростные «запилы», в которых не слышно отдельных звуков и нет даже намёка на мелодию и гармонию. Играйте медленно, но уверенно, постепенно прибавляя в темпе — тут вам поможет метроном.
6. Последнее на данный момент (но далеко не в целом), что хотелось бы донести — это важность передачи чувств, эмоций и настроений посредством музыки. Верно подмечено, что музыка — это язык, понятный всем и каждому, а сообщения, передаваемые на этом языке, носят возвышенный и утончённый характер.
Ваша музыка должна жить, а инструмент в руках — петь, да так, что окружающие будут открывать рты, услышав лишь несколько нот. Вкладывайте душу в свою игру и получайте истинное наслаждение от чужой.
Практическая сторона вопроса состоит в импровизации. Не бойтесь играть, то, что хотите, что чувствуете в данный момент, даже если кто-то этого не одобряет: именно так рождаются шедевры.
Напоследок нельзя не подметить, что перечисленные принципы играют немалую роль в процессе обучения игре на гитаре, особенно для начинающих исполнителей, но, конечно, советы, к которым стоило бы прислушаться, этим не ограничиваются.
Итак, повторим, что максимальная эффективность возможна лишь при осознанном комбинировании теоретических моментов (самоучители и другая литература, аудио, видео, словесные установки) и практики, основанной на систематичности, прагматичности, решительности и целеустремлённости.
___________________