В предыдущей статье мы рассмотрели три главных критерия выбора студии. На самом деле, студия с отличным помещением, качественным оборудованием и профессиональным, благосклонным персоналом вряд ли окажется плохой. На основании этих трёх критериев вполне реально выбрать студию.
Но, в то же время, для большинства ещё неопытных заказчиков этих критериев почему-то недостаточно, либо они и вовсе не считают их главными, в виду чего обращают внимание на те вещи, которые на самом деле являются второстепенными и зачастую даже ни о чём не свидетельствующими. В этой статье мы как раз и рассмотрим их с вами.
Дизайн сайта
Многим, найдя одну из студий звукозаписи в интернете, часто кажется, что если её сайт оформлен качественно, стильно и профессионально, то это свидетельствует и о качестве самой студии, которая за этим сайтом стоит. Но так ли оно на самом деле? Нет, не так и тому есть объяснение.
Во-первых, как одежда на человеке ничего не говорит об уровне его профессионализма, так и дизайн сайта не говорит о качестве студии звукозаписи и профессионализме её персонала.
А во-вторых, сайт студии – это не что иное, как её реклама. Раскрученные студии имеют много постоянных, состоятельных клиентов, и, следовательно, не нуждаются в дополнительной рекламе. Именно поэтому такие студии либо имеют сайт просто «чтобы был», либо (что чаще) не имеют его вообще.
Поэтому, не смотрите на дизайн сайта. Не смотрите картинки, а читайте. Обращайте внимание на информацию и изучайте, прежде всего, её.
Портфолио
Ещё одна распространённая ошибка – выбор студии, ориентируясь на выполненные ею работы. Многие сочтут спорным всё то, что я буду говорить далее, но, тем не менее, я хочу убедить вас, что выбирать студию по её портфолио – топорная ошибка.
Давайте прежде уясним, что вообще такое портфолио? По сути, портфолио – это лучшие, по мнению студии, работы выставленные на всеобщее обозрение для ознакомления. Но почему же выбирать студию, ориентируясь на них, неправильно? Давайте в этом разберемся…
1. Во-первых, возможности и опыт многих студий не ограничены работами и музыкальными стилями, в которых выдержаны представленные на её сайте примеры.
Зачастую в виду соблюдения закона об авторском праве, студии выкладывают на всеобщее обозрение, только те работы, публикация которых согласована с их заказчиками, авторами и законными правообладателями.
2. Во-вторых, по той же причине соблюдения закона об авторском праве, студии демонстрируют свои работы в преднамеренно заниженном качестве, что уже не может позволить оценить в полной мере их истинное качество звука.
3. В-третьих, демонстрация своих работ – по сути что-то вроде отчётности. То есть, демонстрируя вам свои работы, студия таким образом как бы стремиться доказать свою компетентность и профессионализм в этой области.
Но задумайтесь, стала бы по-настоящему серьёзная студия звукозаписи чего-то вообще кому-то доказывать, да ещё и таким способом? Вы мне не верите? Посетите сайты самых лучших студий в мире и попробуйте найти на них примеры работ.
4. В-четвёртых, поверхностным взглядом музыканта (то есть не эксперта в области звукозаписи) на примеры работ студии можно составить лишь общее впечатление на уровне «нравится — не нравится».
Так впрочем, обычно и происходит: если одна или все работы, представленные в портфолио студии, не нравится – заказчик покидает сайт, так как уверен, что эта студия не ему подходит.
Самое интересное, что клиент в этот момент даже не задумывается, что это не он заказывал ту или иную работу, не он платил за неё деньги, и что работы делались для других заказчиков, которые выдвигали свои требования и преследовали свои цели.
5. И в-пятых, следует помнить, что некоторые студии используют портфолио как замануху. Хитрые звукорежиссёры и продюсеры знают, что производит впечатление на большую часть клиентов и пользуются этим, дабы вызвать у них эмоции и восторженные возгласы, мол, «Вот это саунд!», «Как качает!» и т.п.
А рассудительному, опытному заказчику хорошо известно, что на эмоциях ничто не заказывается, не заключается и не покупается, поэтому и работы студии опытный заказчик в большинстве случаев даже не слушает.
Должен отметить, что на сайте моей online-студии портфолио есть, но все материалы, представленные в нём, предназначены лишь для ознакомления с общим подходом студии к звуку и аудиопродукции, а потенциал и опыт студии не ограничены ни работами, ни музыкальными стилями, в которых выдержаны все показанные записи.
Итак, я думаю с этим пунктом всё уже ясно, давайте перейдём к третьему.
Клиенты
Третий ошибочный критерий, по которым выбирают студию – её клиентура. Многие студии, с целью произвести впечатление на посетителя, открыто и с гордостью демонстрируют на сайте перечень своих клиентов, среди которых нередко есть известные личности.
Думаю, не будет удивительным то, что это действительно работает и что клиенты на это ведутся. Но я хочу предостеречь, чтобы не велись на это вы.
Звёздный список клиентов, по сути дела, ни о чём не говорит. Вернее говорит он разве что о популярности и раскрученности студии. Студия может быть отнюдь не плохой, но звёздный список её клиентов обычно является и веской причиной откровенно завышенных цен.
Мало того, задумайтесь, что мешает студии написать на своём сайте, что у них записывались те или иные звёзды, даже если этого никогда и не было? Конечно, порядочная студия никогда этого не сделает, но, увы, не все студии такие честные.
Вы убеждены, что сможете узнать, действительно ли у них записывался тот или иной музыкант или певица, если захотите? Вряд ли… Вряд ли вы станете звонить известному артисту, чтобы узнать, что он действительно когда-то записывался в студии «N». Да и с другой стороны, зачем вам это? Ну, хорошо, окажется, что записывался, и что?
То же самое вполне может быть, кстати говоря, и с портфолио. Владельцы студии могут засунуть в своё портфолио даже те работы, которые они никогда не делали и при этом спокойно выдать их за свои.
Я ни в коем случае не говорю, что это частое явление, но например мой знакомый владелец одной из столичных студий заявил мне лично, что в портфолио на сайте его студии некоторые из работ совершенно «левые».
Что касается перечня не пользующийся известностью клиентов, то я вообще не понимаю, зачем студии их публикуют, особенно указывая их контакты и ссылки на их сайты. На мой взгляд, это полный абсурд, ибо серьёзная студия всегда будет держать своих клиентов и их контактные данные в секрете, так как заказчики – её хлеб.
В моей практике были пусть и не звёзды первого эшелона, но, тем не менее, известные личности. Однако мне и в голову не приходило заявить публично о том, что я с ними работал. Я вообще не разглашаю тех, с кем я работал или работаю сейчас.
Я убеждён, что студия, открыто демонстрирующая список своих клиентов – всё равно, что фирма, продающая какой-либо товар, и показывающая список всех ее покупателей и поставщиков. Согласитесь, это нонсенс!
Поэтому, вывод прост – не обращайте внимания на опубликованный на сайте студии список клиентов, он ни о чём ровным счётом вам не поведает.
Выводы
Выбирать студию можно и нужно, не обращая особого внимания на дизайн её сайта, на примеры выполненных ею работ, на базу её клиентов и прочую замануху.
С этим можно спорить сколь угодно долго, но мой опыт показал, что даже при выборе не звукозаписывающей студии, а студии веб-дизайна можно даже не смотреть на дизайн её сайта и выполненные ею работы.
Просто следует помнить, что по-настоящему серьёзная студия никогда не возьмётся за первый попавшийся проект.
Во-первых, потому что ни одна студия не может быть способна на всё. А во-вторых, потому что любая уважающая себя студия, да и вообще любая компания, оказывающая услуги, несёт материальную ответственность за невыполнение своих обязательств перед вами и посему никогда не станет рисковать деньгами и своей репутацией.
Во-вторых, профессиональная студия звукозаписи – это в первую очередь коммерческая организация и один из критериев её согласия на выполнения вашего проекта – это прибыль. Если проект студии выгоден – она соглашается работать, невыгоден – отказывается.
И в-третьих, запомните простое, но золотое правило, действующее при выборе любой студии, организации и фирмы: чем лучше студия, тем меньше она стремится доказать вам свою крутизну.
Второсортные студии не располагают отменным помещением, дорогостоящим оборудованием и по-настоящему высококлассными специалистами, а вследствие этого и ищут всевозможные ухищрения вроде звёздных списков клиентов, внушительного портфолио и красивого сайта для привлечения клиентов.
Учитывайте это при выборе студии!
___________________