Статьи

О способностях, правильном выборе деятельности и тех, кто считает, что «%вствьте_название_деятельности% не моё»

talent

Обычно я стараюсь писать статьи, которые несут в себе ярко выраженную практическую пользу, и стараюсь не разводить в статьях воду. Однако эта статья будет неким исключением. В ней я поделюсь с вами своими мыслями по, как мне кажется, очень важному вопросу.

Вам, возможно, известно, что по образованию я преподаватель музыки. Конечно, сейчас я не даю уже частных уроков как раньше, больше даю консультации по скайпу, однако раньше давал частные уроки весьма и весьма интенсивно. Я давал уроки игры на гитаре на дому и, благо, все условия для этого были. Ко мне приходили заниматься по несколько учеников ежедневно, и все они обладали разными музыкальными способностями и преследовали разные цели обучения.

Однажды мне позвонил некто с просьбой научить его играть на гитаре. Он представился и сказал, что какой-то мой знакомый (фамилию которого я, по правде сказать, услышал впервые) порекомендовал меня, как преподавателя. Судя по разговору, потенциальный ученик был адекватен и после недолгого телефонного разговора я пригласил его к себе на прослушивание.

Должен сказать, что, прежде чем начать занятия с учеником, я всегда тестирую его на первом же уроке. Я проверяю у него наличие таких данных, как музыкальный слух, чувство ритма, музыкальная память и т. п. Только после прослушивания и только на основании его результатов я принимаю решение — взять ученика или отказаться.

Новый ученик пришёл вовремя (что для музыкантов редкость) и первое, на что я обратил внимание, это его горящие глаза, по которым было видно, что он не просто хотел бы научиться играть на гитаре, а просто мечтает это сделать. Разумеется, меня это порадовало и даже в некоторой степени удивило, потому что добрая половина моих учеников не преследовала вообще никаких целей, а учиться за них часто желали их родители, а не они.

После недолгой беседы, целью которой было просто познакомиться, я начал вполне стандартную процедуру прослушивания. Казалось бы, как здорово, что пришёл такой ученик, целеустремлённый и наверняка талантливый! Но в ходе процесса постепенно всплывали всё менее и менее веселые результаты.

Несмотря на кажущуюся даровитость, ученик не мог отличить аккорд от одной ноты, не мог найти одну из трёх прозвучавший только что нот и не мог даже приблизительно пропеть ни одной ноты голосом. Я мог бы продолжить, но, по-моему, вполне достаточно перечисленного, чтобы понять, что у парня был о-о-очень слабый музыкальный слух.

Я, будучи профессионалом, разумеется, понимал, что с такими данными занятия на гитаре будут пустой тратой времени. Это, по сути, то же, что и пытаться учиться на курсах сомелье, когда от природы обоняние настолько плохое, что с трудом отличаешь запах вина от морковки.

По правде сказать, мне было досадно, что у человека, который так сильно хочет научиться играть на гитаре, оказались такие слабые данные. Но, тем не менее, понимая, что занятия не принесут результата, я не стал ходить вокруг да около и сказал ему всю правду как есть, хоть и сделал это в мягкой и тактичной форме. Реакция была вполне ожидаемая — изумление, досада и даже, мне показалось, лёгкое озлобление одновременно.

Конечно, это не может не огорчить, но с другой стороны, я и не сказал ему «нет». Я сказал: «Если хочешь, будем заниматься, и я буду делать всё, что в моих силах, но гарантировать результата я не могу». Ученик не стал даже думать и моментально согласился на занятия, даже, несмотря на все мои предостережения и немалую по тем временам стоимость моих уроков.

Через три дня мы приступили к занятиям. Занимались мы не стандартно по два раза в неделю, а по три: два занятия мы всецело отводили гитаре, а одно — исключительно для тренировки и развития музыкального слуха.

После месяца таких занятий я понимал, что слух не развивается и развиваться не будет. И меня это, впрочем, нисколько не удивляло.

Однако помимо этого я стал замечать, что, несмотря на слабый музыкальный слух, у ученика было на удивление неплохо развито чувство ритма и в ходе наших занятий это становилось всё более и более заметным. Парень действительно по прежнему не понимал, чем отличается «до» от «ре», но при этом легко улавливал разницу между 3/4 и 4/4, между ровными восьмыми и свингом. Ещё плюс ко всему он сравнительно неплохо для своего мизерного опыта ладил с метрономом.

Занятия продолжались. Прошло уже больше полугода с момента нашего первого знакомства, а результаты были всё ещё весьма и весьма небольшими. Честно говоря, я сам переживал, наверное, больше чем ученик. Я старался, я выкладывался, делал всё, что мог.

Однажды вечером, в конце рабочего дня я сидел на кухне за чашкой чая, смотрел в окно и просто думал. Думал о том, что у ученика на уме было только одно — работать, работать и ещё раз работать, чтобы научиться играть на гитаре. Однако я прекрасно понимал, что ученик не осознаёт того, что просто тратит своё время и деньги.

И тут меня совершенно внезапно пронзила мысль: ведь если ученик обладает весьма посредственным музыкальным слухом, но при этом недурственным чувством ритма, то может быть, ему научиться играть на барабанах? Когда меня посетила эта мысль, вслед за ней тут же последовала другая: почему до меня дошло это только через полгода занятий, а не прямо на первом уроке?! Я думаю об этом до сих пор.

Буквально в ту же минуту я схватил телефон и набрал номер ученика. Без каких-либо предисловий я тут же прямо предложил ему бросить гитару, не тратить на нее свое время, и заняться барабанами.

Ученик после этих слов удивился так, будто бы ему позвонил сам президент. И наверняка он подумал, что я пьян (хотя я и не пью). Но чтобы он не подумал, что я сошёл с ума, я просто объяснил ему, почему для него это будет лучше во всех отношениях. Он сказал, что надо подумать и обещал вынести своё решение на следующем нашем занятии.

Немного прерывая историю, скажу, что сам я не являюсь профессиональным барабанщиком. Однако если учесть, что на тот момент у меня дома уже лет, наверное, семь, если не больше, стояла барабанная установка, то я смог научиться основам игры на ней.

На следующее занятие ученик пришёл без торчащего из-за спины потрёпанного чехла с гитарой, что сразу дало мне знать о его решении. Он согласился попробовать начать заниматься на барабанах и сказал, что если пойдёт, то на них играть и продолжит.

С этого дня мы начали заниматься на барабанах. И с этого дня на протяжении ещё долгого времени меня не покидала та мысль: «Ну почему, почему мы не начали заниматься на барабанах с самого начала?!»

У ученика оказалось просто отличное чувство ритма, у него была очень хорошая координация, он обучался так быстро, что уже спустя месяц занятий я понял, что для продолжения ему нужен не я, а уже барабанщик-профессионал. К счастью у меня были знакомые профи, и я направил своего ученика к одному из них.

После с этим учеником мы перестали как-либо общаться. В принципе, в этом и не было необходимости. Важным было то, что спустя семь месяцев я получил новость, что ученик уже играет в какой-то группе и, мол, даже в скором времени они планируют записать альбом. Удивительно! Удивительно, что полгода занятий на гитаре не принесли никаких результатов, а столько же времени обучения на ударных принесли такие плоды. С нуля.

Скажете, я плохой преподаватель? Нет, дело не в этом. В моей многолетней практике были разные ученики, и большинство из них добились своих целей благодаря занятиям со мной. Один ученик, например, который до этого вообще не держал гитары в руках, спустя шесть уроков уже мог аккомпанировать себе на гитаре несколько песен. Да, пусть это был упрощенный аккомпанемент, но и учился этому человек не годы и даже не месяцы, а всего лишь каких-то три недели.

В чём же тогда дело, спросите вы? А дело всё в способностях, которые даны нам от рождения. Да, да, да и ещё раз да. Именно врождённые данные играют определяющую роль.

Дело в том, что каждый из нас обладает какими-либо врождёнными данными, предрасположенностью к определенным видам деятельности. Одни люди обладают прекрасным природным голосом, другие тонким обонянием, третьи — способностями к рисованию и т. д. У одних людей может быть много способностей от рождения, у других — очень мало. Также обладать всеми способностями сразу практически невозможно и даже несколькими выраженными способностями обладает лишь меньший процент людей.

Но полное (условно говоря) отсутствие способностей в одной области вовсе не говорит о бездарности, а говорит о том, что у этого человека, скорее всего, есть способности, только уже в другой сфере. Здоровых людей вообще без каких-либо врождённых данных нет. Это факт.

Но подумайте, зачем пытаться стать певцом, если у вас слабый голос с неприятным тембром, да ещё и с музыкальным слухом проблемы? Зачем пытаться стать поэтом, если вы не можете срифмовать двух слов? Зачем? Зачем пытаться стать тяжелоатлетом, если вы от природы физически слабый и невыносливый? Зачем? Зачем? Зачем?

Вспомните только что рассказанную мной историю. Поверьте, так же точно, только с небольшими отличиями может быть и в вашем случае, а мои наблюдения показывают, что описанный случай лишь один из огромнейшего количества.

Вы можете быть, условно говоря, плохим певцом, но у вас вполне могут быть хорошие композиторские способности. Вы можете не иметь способностей к сочинению музыки, но иметь способности к ее аранжировке. В конце концов, вы можете быть никакущим аранжировщиком, но при этом у вас может быть незаурядный талант в сведении и обработке звука. Нужны ли еще примеры?

Просто помните, что музыка и работа со звуком — это многосторонние виды искусства. Вам лишь нужно выбрать то направление, к которому у вас есть наилучшие природные данные и именно это направление и развивать.

Поверьте мне, я и сам когда-то был уверен, что стану известным артистом. Я пошёл учиться на гитариста, потому что грезил, мечтал им стать. Но именно концертирующим гитаристом я так не стал. И совершенно об этом не жалею. Я вовремя осознал, что буду гораздо лучшим преподавателем, звукорежиссёром и аранжировщиком, нежели концертирующим гитаристом. И это будет лучше не только для меня, но и для окружающих, ибо в этом случае от меня будет значительно больше пользы.

Поэтому в завершении скажу, что если что-то не получается, не нужно падать духом. Вы чувствуете или уже твердо поняли, что аранжировка — это не ваше? Так попробуйте себя в качестве композитора. Или в качестве звукорежиссёра. Вы осознали, что саксофонист из вас не ахти? Так, может, попробуете свои силы в роли гитариста или же барабанщика?

Но, тут есть один очень важный момент: не торопитесь с выводами раньше времени.

Некоторые мои ученики уже через пару занятий заявляли, что «гитара — это не мое», «аранжировка — это слишком сложно…» и т. д. Но всем я отвечал и продолжаю отвечать лишь одно: «Друг мой, любое искусство, помимо врождённых данных требует еще усилий и времени. Поэтому, прежде чем делать такие выводы, убедись, что ты потратил достаточно времени и приложил немало стараний на овладение тем или иным видом искусства». Сколько это «достаточно времени» и «немало стараний», увы, я не знаю. Ведь всё индивидуально.

Именно поэтому очень важно, чтобы у вас был надежный и грамотный преподаватель (или хотя бы консультант), который вовремя выявит ваши способности, определит сильные и слабые стороны и вовремя направит вас в верное русло.

_______________________

Ну а на этом, пожалуй, всё. Надеюсь, эта статья была для вас полезной. Пожалуйста, пишите в комментариях ниже всё, что вы думаете по этому поводу, а если возникнут вопросы, присылайте их мне на электронную почту по адресу Mail с пометкой в теме «Андрею Скидану». Буду рад ответить!

Баннер для страниц

___________________

.